Первые боевые действия советских войск за рубежом после ВМВ
[Россия (СССР) в локальных войнах и вооруженных конфликтах второй половины ХХ века"/Под ред. В.А.Золотарева.-М.: Кучково Поле; Полиграф-ресурсы, 2000. 576с.]
Первый классический опыт участия в боевых действиях за рубежом после второй мировой войны советские войска приобрели в феврале-октябре 1950 г. на территории Китайской Народной Республики, участвуя в отражении налетов гоминьдановской авиации на китайские города.
14 февраля 1950 г. в Москве был подписан договор между СССР и КНР, в соответствии с которым Советский Союз брал на себя обязательство "оказывать помощь Китаю" всеми имеющимися у него средствами, включая военные. При этом был учтен опыт военного сотрудничества между двумя странами, накопленный накануне и в ходе второй мировой войны. В тот же день постановлением Совета Министров СССР № 582-227сс для организации ПВО г. Шанхая была создана Группа советских войск противовоздушной обороны. [1]
Решение создать в Шанхае советскую группировку войск ПВО предваряли советско-китайские переговоры в Москве в декабре 1949 г. и начале февраля 1950 г. В ходе них Мао Цзэдун и Чжоу Эньлай поставили перед И.Сталиным и Н.Булганиным вопрос о создании с помощью Советского Союза национальных ВВС и ВМС для захвата Тайваня (Формозы), где укрылись остатки войск Чан Кайши. Китайские лидеры попытались получить санкцию Москвы на проведение секретной диверсионной акции в отношении Тайваня с использованием "своих" добровольцев, а также волонтеров из "числа военнослужащих стран народной демократии". Однако И.Сталин с этим не согласился. Он лишь дал согласие обучить "кадры китайского морского флота" в Порт-Артуре с последующей передачей части советских кораблей Китаю; подготовить план десантной операции на Тайвань в советском Генеральном штабе и направить в КНР группировку войск ПВО и необходимое количество советских военных советников и специалистов. [2]
В Китае в 1950-1953 гг. побывало 3642 советника и специалиста СА и ВМФ. А всего до 1966 г. - 6695 чел. (в том числе 68 генералов, 6033 офицера, 208 человек срочной службы и 386 рабочих и служащих). За этот период 1514 китайских военнослужащих прошли подготовку в военных учебных заведениях Советского Союза (в том числе для СВ - 97 чел., ПВО - 178 чел., ВВС - 466 чел., ВМС - 608 чел., тыла - 99 чел. и др. - 66 чел.).
По имевшимся в Генеральном штабе ВС СССР сведениям, гоминьдановские ВВС, базировавшиеся на островах Тайвань и Чэкоушаньдао, начали производить воздушные налеты на города Шанхай, Нанкин, Сюйчжоу и на места дислокации подразделений Народно-освободительной армии Китая (НОАК) в районе населенного пункта Нинбо. Наиболее интенсивным бомбардировкам подвергались промышленные объекты, электростанции, железнодорожные узлы и аэродромы. Своих военно-воздушных сил для борьбы с авиацией противника КНР не имела. А части зенитной артиллерии, находившиеся, к примеру, в районе Шанхая, на 70% были небоеспособными.
Командующим группировкой советских войск ПВО в Шанхае был назначен генерал-лейтенант П. Батицкий, начальником штаба - полковник Б. Высоцкий. Заместителями командующего Группой войск стали: по авиации - генерал-лейтенант авиации С. Слюсарев, по зенитной артиллерии - полковник С. Спиридонов, он же командовал 52-й зенитно-артиллерийской дивизией. Главным военным советником при Народно-освободительной армии Китая и военным атташе в этот период являлся генерал-лейтенант П. Котов-Легоньков.
В боевой состав Группы входили:
оперативная группа (управление группы войск, Управление 106-й истребительной авиационной и 52-й зенитно-артиллерийской дивизий);
29-й гвардейский истребительный (на самолетах МиГ-15) полк;
351-й истребительный (на самолетах Ла-11) полк;
829-й смешанный (на самолетах Ту-2 и Ил-10) авиаполк;
1-й гвардейский зенитно-прожекторный полк;
64-й отдельный радиотехнический батальон воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС);
286 и 300-й отдельные автотехнические батальоны;
отдельные радиотехническая и автомобильная кислородно-добывающая станции;
45-я отдельная рота связи и транспортная авиагруппа (на самолетах Ли-2).
[3]
25 февраля генерал-лейтенант П. Батицкий прибыл в Пекин, где его принял главнокомандующий НОАК Чжу Дэ, которому он доложил о составе и задачах группы. Здесь же было принято решение о включении в ее состав четырех китайских зенитно-артиллерийских полков смешанного состава (2, 3, 11 и 14-й). После этого штаб Группы приступил к рекогносцировке аэродромных узлов Шанхая, Нанкина и Сюйчжоу. 27 февраля план сосредоточения группировки войск ПВО г. Шанхая был представлен на утверждение начальнику Генерального штаба ВС СССР генералу армии С. Штеменко. Предусматривалось завершить сосредоточение советских войск к 23 марта 1950 г.
С 9 по 15 февраля в Шанхай прибыли: оперативная группа командующего советскими войсками, управление 106-й иад ПВО, управление 52-й зад и 64-го ортб ВНОС. 7 марта с аэродрома Дальний на аэродром Сюйчжоу был передислоцирован 351-й иап, а в период с 16 марта по 1 апреля шесть авиазвеньев этого полка перебазировались на аэродром Дзяньвань (8 км севернее Шанхая); три звена были оставлены для прикрытия аэродрома Сюйчжоу, где производилась сборка самолетов МиГ-15 29-го иап, доставленных туда по железной дороге из СССР. 9 марта в Сюйчжоу прибыл личный состав полка и авиакомендатура 286-го отдельного автотехнического батальона. В тот же день в Нанкине разместилась оперативная группа 829-го смешанного авиаполка. В течение марта-апреля на территорию Китая были передислоцированы и другие советские части. К 22 марта было закончено оборудование командного пункта, с которого осуществлялось централизованное управление войсками.
В марте начала поступать авиационная техника. 40 самолетов МиГ-15 29-го иап прибыли железнодорожным транспортом из Новосибирска в Сюйчжоу в разобранном виде. С 10 по 14 марта они были собраны. К 1 апреля 39 самолетов перебазировались на постоянное место дислокации 29-го иап - аэродром Дачан (10 км северо-восточнее Шанхая). 351-й иап к этому времени сосредоточился на аэродроме Дзяньвань.
Через неделю прибыли: 829-й смешанный авиаполк с аэродрома Дальний в аэропорт Сюйчжоу; 278-й автотехнический батальон развернулся на аэродроме Дачан; 286-й - на аэродроме Дзяньвань. Что касается 300-го батальона, который с октября 1949 г. уже находился в Китае, то он был передислоцирован из Пекина на аэродром Сюйчжоу.
1-й гвардейский зенитно-прожекторный полк с 23 марта закрепился на девятнадцати позициях в районе Шанхая, образовав круговую световую зону с радиусом 10-20 км и зону обнаружения самолетов в 20-30 км от центра города.
Сосредоточение и развертывание войск, боевой техники и материальных средств прошло по плану. Основная часть офицеров штаба Группы прибыла в Китай самолетом, упредив войска на 10-20 дней, что позволило заблаговременно решить ряд оперативных задач.
Всего в состав советской Группы войск входило: 118 самолетов (в том числе: МиГ-15 - 39, Ла-11 - 40, Ту-2 - 10, Ил-10 - 25, Ли-2 - 4), 73 прожекторных и 13 радиотехнических станций, 116 радиостанций, 31 радиоприемник и 436 единиц автотранспорта. [4]
Воздушная разведка противника была организована следующим образом. Четыре парных радиотехнических поста ВНОС (в пунктах Цидун, Наньхой, Хайянь и Усянь) в светлое время суток вели непрерывное наблюдение за воздухом и передавали данные наблюдения на головной пост ВНОС, который информировал командный пункт Группы и все части. Радиотехнический пост ВНОС в пункте Хун Цзяолу, авиационные радиотехнические средства на аэродромах Дачан и Дзяньвань, зенитно-артиллерийская дивизия и прожекторный полк несли дежурство в темное время суток. Кроме того, круглосуточно вели наблюдение за воздухом посты зенитной артиллерии, все прожекторные точки, наблюдатели радиотехнических постов ВНОС, разведчики на КП группы и частей, китайские посты ВНОС.
В период развертывания войск использовалась в основном проводная связь, что свело к минимуму возможность противника прослушивать работу радиосредств и пеленговать радиостанции группировки. Для организации телефонной связи боевых участков были использованы городские кабельные телефонные сети китайских узлов связи (не использовались лишь сети, оборудованные американскими телефонными станциями). В течение 7-15 марта был проложен подземный кабель от связи командного пункта к магистральному кабелю городской телефонной сети. Для большей скрытности все работы проводились ночью. Так был обеспечен выход узла связи КП Группы на международную станцию Шанхая и на ближайшую китайскую телефонную станцию. Радиосвязь же была развернута лишь частично. Контрольные приемники, работавшие на прослушивание противника, были смонтированы совместно с радиоузлом зенитной артиллерии. Радиосети готовились к действиям в случае нарушения проводной связи. Проверка связи в радиосетях проводилась на пониженной мощности короткими сигналами два раза в сутки.
Штаб группировки советских войск заранее выявил противостоящую группировку ВВС противника, которая состояла из четырех истребительных, двух бомбардировочных и двух транспортных авиаполков, одной разведывательной авиационной эскадрильи и одного отряда особого назначения. Всего в ней насчитывался 361 самолет, из них: 158 истребителей (в том числе "Мустанг" - 110 и "Тандерболт" - 48), 65 бомбардировщиков (из них В-24 - 21, В-25 - 28 и "Москито" - 16), 16 самолетов-разведчиков и 1 транспортный самолет. Самолеты Гоминьдана базировались в основном на аэродромах о-ва Тайвань и Чжуашаньского архипелага. [5]
Согласно приказу министра Вооруженных Сил СССР №0040 от 16 февраля 1950г. район боевых действий истребительной авиации группировки был строго ограничен: 70 км северо-восточнее Шанхая, Цзыйцзыюй и далее на юг о-ва Хэнша, по северному берегу залива Ханьчжоувань до города Ханчжоу.