переходи на живопись - склонен к созерцанию

Андрей Пустоваров

Супер-Модератор
Регистрация
15 Фев 2009
Сообщения
47,626
Реакции
13,097
Возраст
52
Адрес
Deutschland
Почитывая Владимира Короленко, а именно его очерк "Дело Бейлиса", встретил я такую прелестную фразу

В хибарке живут супруги Шаховские. Их профессия -- зажигать фонари. Это люди бедные и опустившиеся: Шаховскую редко видели трезвой. Муж ее тоже, выражаясь по-старинному, "непрестанно обращается в пьянстве". Кроме общей с женой профессии фонарщика, он имеет еще другую: ловит щеглов и продает их; как все люди этого типа, он склонен к созерцанию. В житейских разговорах, повидимому, довольно бестолков. Часто отлучается из дома, и зажигание фонарей достается на долю жены. Когда Шаховская выходит вечером с лестницей на плечах, то ее нетвердая походка привлекает ироническое внимание мальчишек, которые порой ходят за ней и благодушно оказывают помощь.

Ловит щеглов и продает их... Вспомнились мне сразу и картины Тропинина (уже показанные выше).

269132@2x.jpg

Задумчивый взгляд мальчонки в пустоту тоже вполне такой созерцательный.
 
Тут еще невозможно не вспомнить картину художника Крамского "Созерцатель".


800px-Kramskoi_Meditator_1876.jpg

«Созерцатель» — картина русского художника Ивана Крамского (1837—1887), написанная в 1876 году и являющаяся частью собрания Киевского музея русского искусства. Размер — 85 × 58 см


Считается, что Павел Третьяков дал картине её нынешнее название, написав Крамскому в начале 1877 года:

Я его называю созерцателем потому, что я вижу, что он созерцает… Не говорю, что он непременно природу созерцает: может быть, он созерцает тихую семейную жизнь свою после окончания пути, может быть, непроходимую бедность и холод, и голод, и злобу, ожидающие его и дома, может быть, веселие первого кабака представляется ему, может же просто представляется, как вот он сию бы минуту стянул что-нибудь — если бы бог помог!

Также и Достоевский обратил внимание на эту картину . Фёдор Михайлович в своём романе «Братья Карамазовы» использовал эту картину Крамского для описания одного из персонажей — Смердякова:

У живописца Крамского есть одна замечательная картина под названием «Созерцатель»: изображен лес зимой, и в лесу, на дороге, в оборванном кафтанишке и лаптишках стоит один-одинешенек, в глубочайшем уединении забредший мужичонко, стоит и как бы задумался, но он не думает, а что-то «созерцает». Если б его толкнуть, он вздрогнул бы и посмотрел на вас, точно проснувшись, но ничего не понимая. Правда, сейчас бы и очнулся, а спросили бы его, о чем он это стоял и думал, то наверно бы ничего не припомнил, но зато наверно бы затаил в себе то впечатление, под которым находился во время своего созерцания. Впечатления же эти ему дороги, и он наверно их копит, неприметно и даже не сознавая, — для чего и зачем, конечно, тоже не знает: может, вдруг, накопив впечатлений за многие годы, бросит всё и уйдет в Иерусалим, скитаться и спасаться, а может, и село родное вдруг спалит, а может быть, случится и то, и другое вместе. Созерцателей в народе довольно.
 
Тут еще невозможно не вспомнить картину художника Крамского "Созерцатель".


Посмотреть вложение 351136

«Созерцатель» — картина русского художника Ивана Крамского (1837—1887), написанная в 1876 году и являющаяся частью собрания Киевского музея русского искусства. Размер — 85 × 58 см


Считается, что Павел Третьяков дал картине её нынешнее название, написав Крамскому в начале 1877 года:

Я его называю созерцателем потому, что я вижу, что он созерцает… Не говорю, что он непременно природу созерцает: может быть, он созерцает тихую семейную жизнь свою после окончания пути, может быть, непроходимую бедность и холод, и голод, и злобу, ожидающие его и дома, может быть, веселие первого кабака представляется ему, может же просто представляется, как вот он сию бы минуту стянул что-нибудь — если бы бог помог!

Также и Достоевский обратил внимание на эту картину . Фёдор Михайлович в своём романе «Братья Карамазовы» использовал эту картину Крамского для описания одного из персонажей — Смердякова:

У живописца Крамского есть одна замечательная картина под названием «Созерцатель»: изображен лес зимой, и в лесу, на дороге, в оборванном кафтанишке и лаптишках стоит один-одинешенек, в глубочайшем уединении забредший мужичонко, стоит и как бы задумался, но он не думает, а что-то «созерцает». Если б его толкнуть, он вздрогнул бы и посмотрел на вас, точно проснувшись, но ничего не понимая. Правда, сейчас бы и очнулся, а спросили бы его, о чем он это стоял и думал, то наверно бы ничего не припомнил, но зато наверно бы затаил в себе то впечатление, под которым находился во время своего созерцания. Впечатления же эти ему дороги, и он наверно их копит, неприметно и даже не сознавая, — для чего и зачем, конечно, тоже не знает: может, вдруг, накопив впечатлений за многие годы, бросит всё и уйдет в Иерусалим, скитаться и спасаться, а может, и село родное вдруг спалит, а может быть, случится и то, и другое вместе. Созерцателей в народе довольно.

Ну никак он мне со щеглами не ассоциируется. Если только как птичку, жалко...
А вот эта работа Василия Перова "Птицелов" (1870) как раз, в Тропининский период переносит.
 

Вложения

  • 0360-a.800x600.jpg
    0360-a.800x600.jpg
    368.7 KB · Просмотры: 17
Ну никак он мне со щеглами не ассоциируется.
А он и не должен ассоциироваться. Но рефлексироваться может. Так сказать логические цепочки... Куда может завети переход на живопись.

Как тебе такая картина?

asa.jpg
 
А он и не должен ассоциироваться. Но рефлексироваться может. Так сказать логические цепочки... Куда может завети переход на живопись.

Как тебе такая картина?

Посмотреть вложение 351154

По томному взгляду барышни напрашивается название "Щегол улетел, но обещал вернуться..."
А так какой рефлекс должен быть на томную даму с пышной полуобнажённой грудью? Чё-то хочет.
 
По томному взгляду барышни напрашивается название "Щегол улетел, но обещал вернуться..."
А так какой рефлекс должен быть на томную даму с пышной полуобнажённой грудью? Чё-то хочет.
Картина называется "Созерцание"...
 
Картина называется "Созерцание"...
Здесь имеются два направления, куда можно пойти поразмыслить..

Что есть созерцание? Созерцание это способ познавательной деятельности, реализующийся как непосредственное отношение сознания к предмету.

И опять немцы. Страна философов. Термин получил категориальный статус в кантианстве, где его прототипом послужило слово нем. Anschauung, то есть «наглядное представление» (корень нем. schau: шау), неопосредованный мышлением акт познания.

В истории философии его аналогом было понятие интуиции. Словом созерцание часто переводят слово греч. θεωρία, означающее умозрение или «сосредоточение души на надумных тайнах» (Феофан Затворник), а также англ. contemplation, под которым понимается состояние после получения информации, когда происходит эффект остановки мысли, «одномоментное схватывание» и инсайт. При переводах классических текстов родилось понятие «жизнь созерцательная» (лат. vita contemplativa), противоположное по смыслу «жизни деятельной» (лат. vita activa).

Кант сохраняет и переосмысливает противоположность созерцательного (теоретического) и практического (эмпирического). Созерцание уже не результат духовно-интеллектуальной практики, а её предпосылка-априори. Так априорными формами созерцания становятся пространство и время, поскольку они являются предпосылками любого возможного восприятия, ибо каждый предмет уже воспринимается в пространстве и времени. Далее, созерцание противопоставляется логическому мышлению, поскольку до того, как разум начнет сравнивать, классифицировать и анализировать предмет, этот предмет должен быть представлен сознанию как некоторая «дорефлексивная (дорефлективная)» целостность. Эта данность предмета сознанию прежде всякого осмысления и есть созерцание. Способность иметь созерцания Кант в Критике чистого разума называет чувственностью (Sinnlichkeit). Наряду с чистым созерцанием (reine Anschauung) существует и «чувственное (или эмпирическое) созерцание» (Sinnenanschauung или empirischen Anschauung), материей которого служат ощущения.

без созерцания всякое наше знание лишено объектов и остается в таком случае совершенно пустым

Для Канта понятия созерцания и представления часто представляются тождественными. Так пространство и время являются как формами созерцания, так и представлениями.

После Канта понятие созерцание активно использовал Гёте, под которым понимал «уважительное наблюдение» природы, когда происходит взаимопроникновение сознания и феномена. На первом этапе созерцания в сознании формируются контуры образов (гештальты), на втором — собственно образы (нем. bild), а на третьем — мы постигаем значение образов.

Гегель определял созерцание как «непосредственное представление».

В марксизме созерцание является синонимом пассивного восприятия предметов:

«Главный недостаток всего предшествующего материализма — включая и фейербаховский — заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берётся только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 1).

В феноменологии Гуссерля созерцание воспринимается как интенциональность, то есть направленность на предмет.

Так сказать немного теории. А на практике оно получается - дама че то хочет.

Не все так однозначно? :biggrin: :drinks2:

asa1.jpg
 
Здесь имеются два направления, куда можно пойти поразмыслить..

Второе направление - это художник.

Автором выше показанной картины "Созерцание" является Эжен де Блаас.

Эжен де Блаас (фр. Eugene de Blaas, Ойген фон Блаас, нем. Eugene von Blaas, Эудженио де Блаас, итал. Eugenio de Blaas; 24 июля 1843, Альбано-Лациале — 10 февраля 1932, Венеция) — итальянский художник, писавший в стиле академического классицизма.

Родился в Альбано-Лациале близ Рима. Родители его были австрийцами. Отец, Карл фон Блаас был хорошо известным художником, работающим в историческом жанре позднего бидермайера.

Позже семья переехала в Венецию, где Карл фон Блаас стал профессором академии Венеции. Оба сына решили продолжать семейное дело, Юлиус становится художником анималистом, тогда как Эжена больше привлекают жанровые картины из жизни простых венецианцев. Первый брал уроки у отца, в художественной академии Рима и академии Венеции.

Выставлялся в Италии и за границей: в Вене, в Лондоне, Париже, Берлине, Монако, Брюсселе, Петербурге. Эжен как и отец стал профессором академии Венеции.


На мой дилентантский взгляд, вполне себе салонная живопись

Эжен де Блаас - носильщица воды

Blaas_Eugen_-Die_Wassertragerin_(porteuse_d'eau).jpg
 
Эжен де Блаас -Серенада, 1910 г.

Прямо таки фотографическая достоверность, но есть ощущение декорации, а не жизни

Blaas_Eugene_de_The_Serenade_1910_Oil_On_Canvas.jpg
 
Эжен де Блаас - момент задумчивости

Eugene_de_Blaas_A_Pensive_Moment.jpg


Созерцание, задумчивость, флирт, грезы, подслушивание, любопытство, взгляды, страсти, пороки...

Яркий художник. И по краскам и по взглядам. Но кто помнит салонную живопись?
 
Эжен де Блаас - момент задумчивости

Посмотреть вложение 351181


Созерцание, задумчивость, флирт, грезы, подслушивание, любопытство, взгляды, страсти, пороки...

Яркий художник. И по краскам и по взглядам. Но кто помнит салонную живопись?

Почему "кто помнит"? "Сладкие" картинки всегда ценились. Думать не надо. Созерцай да созерцай. И в интерьере классическом и мещанском прекрасно уживаются. Очень многие филокартисты собирают салонную живопись, особенно эротику. Кстати, и современные копии салонных работ тоже пишутся и заказываются.
Один из примеров "гостившей" у меня старой копии работы Г. Гомъ "Безприютная" (по старой транскрипции).
 

Вложения

  • Гом Бесприютная (1).JPG
    Гом Бесприютная (1).JPG
    169.7 KB · Просмотры: 19
  • Гом Бесприютная (2).jpg
    Гом Бесприютная (2).jpg
    311.5 KB · Просмотры: 21
  • Гом Бесприютная (3).jpg
    Гом Бесприютная (3).jpg
    101.9 KB · Просмотры: 20

Вложения

  • 2 модели.jpg
    2 модели.jpg
    166.5 KB · Просмотры: 19
Сверху