Russia - Prussia

Интересно, а кому она может принадлежать? Здесь же и ЕК 2 за ПМВ и наш Станислав... Награды врага разве разрешалось носить?
Ну какие Германия и Россия враги? Ты еще скажи Россия и Украина враги, сделай кассу Госдепу. Просто решение каких то кратковременных тактических задач, всякие мелочи в виде личной неприязни, опять таки договорные обещания, понты, головокружения от успехов...
 
Ну какие Германия и Россия враги? Ты еще скажи Россия и Украина враги, сделай кассу Госдепу. Просто решение каких то кратковременных тактических задач, всякие мелочи в виде личной неприязни, опять таки договорные обещания, понты, головокружения от успехов...
Интересное кино. Ни разу не видел фото, чтобы офицеры Германии с ЕК 1914г. и российскими орденами на одной колодке были запечатлены. Друзьями-то точно в ПМВ Россия и Германия не были.
 
Ну первая мировая длилась то четыре года с мелочью. История мировая, европейская, немецкая, то гораздо длиннее. Ты уж тут идешь по следу любителей Третьего Рейха, которые эти несчастные тринадцать лет из истории Германии сравнивают с ее тысячелетней историей. По насыщенности да, по значению может быть, ну а по времени все равно херня.
Короче, никто не запрещал немца после развала Германской Империи вешать на свои колодки все, что им удалось заработать трудами праведными. Ну и после 1933 года иносттранные награды можно было тоже носить.
 
Интересное кино. Ни разу не видел фото, чтобы офицеры Германии с ЕК 1914г. и российскими орденами на одной колодке были запечатлены. Друзьями-то точно в ПМВ Россия и Германия не были.
Вполне возможно, что тебе будет интересно посмотреть эту тему
stasik5.jpg
 
Понравился твой вопрос. Выделю в отдельную тему. Как говорит ордин мой приятель, вот об этом стоит книгу написать.

Будет время, чего нибудь напишем. Ведь полжизни тут, полжизни там. Хотя уже написано на эту тему много

20220413_140452.jpg
 
Извините, что не быстро. Постараюсь завтра продолжить мыслями из Цветаевой, из Улицкой....



Писатели — вот истинная слава нации.

СЭМЮЭЛЬ ДЖОНСОН

 

Русский мир Лейпцига​



Д-р Грета Ионкис (Кёльн)
Русские в Германии – особая страница в ее истории. Давно сложилось понятие «Русский Берлин». Недавно вышли книги «Русский Мюнхен» и «Русский мир Дрездена». Вот и Лейпциг к своему миллениуму получил подарок – прекрасно изданную трехсотстраничную книгу «Русский мир Лейпцига», имеющую более ста иллюстраций. Книга издана по проекту Немецко-русского благотворительного общества Святой Александры в Лейпциге при поддержке фонда Русский мир (Москва).



Находясь на перекрестке европейских дорог, Лейпциг всегда считался городом торговли, первая ассоциация при слове Лейпциг - ярмарка. Но его называли и Афинами на Пляйсе, ведь его университету 600 лет, с 1650 года здесь выходила старейшая ежедневная газета. В ХIХ веке Лейпциг стал одной из музыкальных столиц Европы: здесь открылась первая в Германии консерватория (1843), один из старейших оперных театров и знаменитый филармонический оркестр Гевандхаузена (основан в 1781 г.), здесь творили Иоганн Себастьян Бах и Феликс Мендельсон-Бартольди, Роберт Шуман и Рихард Вагнер. На городских площадях и в многочисленных парках летом постоянно звучала музыка. В Лейпциге концертировали и русские композиторы Антон Рубинштейн и Пётр Чайковский. Здесь, в Погребке Ауэрбаха, сиживал Гёте, студент Лейпцигского университета, потом он «приведет» сюда Фауста и Мефистофеля; приезжал в город и Шиллер в 1801 г. на премьеру своей пьесы «Орлеанская дева». Это был центр книгопечатания: лейпцигская книжная ярмарка известна с ХVI века. Культурная атмосфера города способствовала росту его престижа.



Лейпциг вошел в мировую историю в 1813 году, когда рядом с ним произошло крупнейшее в ХIХ веке сражение - Битва народов. В битве с войсками Наполеона здесь участвовало более 120 тысяч русских воинов, каждый шестой остался лежать в немецкой земле. Я побывала на этом месте дважды: 30 лет назад во времена ГДР и совсем недавно, и каждый раз меня более всего потрясали стометровые земляные насыпи по обе стороны поля – братские могилы павших. В 1913 году на этом месте поднялся самый большой памятник в Европе, в котором ощутим «сумрачный германский гений», а неподалеку вознес свою главу празднично-светлый Свято-Алексеевский храм – памятник Русской Славы. Оба памятника - свидетельство длительной истории русско-немецких отношений. Книга «Русский мир Лейпцига» - еще одно напоминание о них.



Книга создана усилиями шести авторов, трое из них – в прошлом петербурженки: Елизавета Тумим, Римма Запесоцкая и Инна Лившиц. Общую редакцию осуществляли Елизавета Тумим и известный лейпцигский славист, профессор Эрхард Хексельшнейдер. Именно они выполнили львиную часть работы, их перу принадлежит чуть ли не две трети текста.



Профессором Хексельшнейдером написаны статьи: «Русская торговля на лейпцигских ярмарках и работа российского консульства», «Русские студенты и стажеры Лейпцигского университета до Первой мировой войны», «Русские студенты в Высшей школе торговли Лейпцига (1898–1914)», «Русская дворянская оппозиция и русские революционеры в Лейпциге». Торговые отношения между Лейпцигом и Москвой завязались еще при Петре I, который, оказывается, дважды побывал в городе, а вот консульство было открыто при Екатерине II .



Помимо купцов и деловых людей в Лейпциг приезжали русские студенты, в числе которых был младший из четырех братьев Орловых - Владимир Григорьевич, ставший в свои 23 года директором Российской академии наук. Учились в университете Ф. В. Ушаков, А.Н. Радищев, А.М.Кутузов. Этнограф Миклухо-Маклай и лингвист Ф.Ф.Фортунатов побывали здесь как стажеры. В Лейпциг приезжали русские ученые, чтобы защитить докторские диссертации, в их числе - первая женщина из России А.М.Евреинова (1873). Большой наплыв русских студентов наблюдался в университете в начале ХХ века: 190 человек в 1905/06 гг., 278 – в 1910/11 и 400 – в 1912/13 гг. Огромный приток студентов из России наблюдался в Высшей школе торговли в Лейпциге. Основанная в 1898 г., она являлась первым высшим учебным заведением такого рода в Германии. За 12 лет, с 1902-го по 1914 год, в ней обучался 1601 студент из России. Подробнее о русских студентах можно прочитать в автобиографическом романе «Кащеева цепь» Михаила Пришвина, который учился в Лейпциге на философском факультете в 1901/02 гг.



Огромный интерес - особенно в свете предстоящего через год 200-летнего юбилея - представляет статья Елизаветы Тумим «Русские воины в Битве народов». Автор рассказывает о четырех днях великого сражения (16-19 октября 1813 г.). Силы коалиции были разделены на четыре армии, и в каждой из них участвовали русские полки. Сражение за Лейпциг было жестоким. Король Саксонии сохранял верность Наполеону. Французы и верные им поляки сопротивлялись отчаянно. Наступление велось с трех сторон, штурм стоил большой крови. Утром 19-го к союзным монархам явилась депутация от короля Фридриха-Августа с просьбой пощадить город. Александр I ответил, что, если король убедит своих союзников-французов оставить город через полчаса, приступа не будет. Лейпциг был спасен.



Под стенами Лейпцига сражались более полутора десятков русских литераторов, среди которых - Катенин и Чаадаев, Батюшков, Денис Давыдов, Александр Шишков. Здесь были будущие декабристы: Пестель (получил за отвагу орден Владимира 4-й степени с бантом и австрийский орден Леопольда 3-й степени), Матвей и Сергей Муравьёвы-Апостолы, ротмистр Михаил Лунин, раненные под Лейпцигом Иван Якушкин и Сергей Трубецкой, генерал-майор Сергей Волконский (орден Св.Анны 1-й степени), прапорщик Никита Муравьёв (орден Св. Анны 4-й степени). По делу о мятеже декабристов пройдут более 50-ти участников Лейпцигской битвы. Рядом с ними сражались и те, кто будет подавлять мятеж, вести следствие: смертельно раненный на Сенатской площади граф Милорадович, командовавший под Лейпцигом русской и прусской гвардией, генералы Бенкендорф, Паскевич, Левашов, Дибич...

 
окончание


К статье о Битве народов тематически примыкает публикация протоиерея Алексия Томюка «Храм-памятник Русской Славы в Лейпциге». Много интересного можно узнать из статьи Риммы Запесоцкой «Русские литераторы в Лейпциге и о Лейпциге». Там есть и уже известная читателям, интересующимся русской культурой, информация о том, что в Лейпциге бывали Фонвизин, братья Тургеневы и Карамзин, который в «Письмах русского путешественника» изложил свои впечатления от города. Проездом здесь побывали Жуковский, Кюхельбекер, П.В.Анненков и И.К.Бабст, оставившие интересные описания города, первый - в «Письмах из-за границы» и в «Путевых заметках», второй – в книге «От Москвы до Лейпцига». В статье приведены сведения из этой раритетной книги Бабста, изданной в 1859 г. и никогда более не переиздававшейся. В апреле 1906 года в Лейпциге успешно гастролировал Московский художественный театр со спектаклями «Царь Фёдор Иоанович» А.К.Толстого и «На дне» М.Горького. В статье приводятся выдержки из лейпцигских газет на эти триумфальные гастроли. Интересна достаточно аргументированная точка зрения о том, что в 1863 г. А.К. Толстой венчался с Софьей Бахметевой именно в греческой церкви Лейпцига, а не в Дрездене, как было принято считать до этого. Среди прочей небезынтересной информации рассказано и о мотивах пребывания Андрея Белого в Лейпциге, куда он приезжал на лекции основателя антропософии д-ра Рудольфа Штейнера накануне и во время Первой мировой войны.



Инна Лившиц в статье «Русское издательское дело в Лейпциге» скрупулезно исследовала этот вопрос, убедительно показав, что книгопечатание – «артиллерия» мысли. В культурном диалоге между странами Гуттенберга и первопечатника Ивана Фёдорова книготорговые связи и издательская деятельность и впрямь сыграли значительную роль. Лейпциг издавна считался «книжной Меккой» Германии. Уже в конце ХVIII века в этом городе создается книжная биржа и развивается комиссионная торговля. По свидетельству Бабста, в Лейпциге в 1850-х годах существовали 36 типографий, где были заняты 700 наборщиков и печатников и работали 160 книгопродавцов. И. Лившиц рассказывает о многих известных издателях, из которых нашему читателю более всех известно имя Брокгауза, поскольку многотомный Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (партнера Брокгауза в России) навсегда вошел в историю русской культуры.



Две статьи Елизаветы Тумим: «Русская музыкальная жизнь» и написанная в соавторстве с Надеждой Стрельчук «Чтоб стать музыкантом... (Лейпцигская консерватория)» содержат столь значительный материал, что теряешься, о чем упомянуть в первую очередь. Создателем и первым директором Лейпцигской консерватории стал Мендельсон-Бартольди, оставаясь капельмейстером оркестра Гевандхауза. По созданной им модели создавались Петербургская консерватория во главе с Антоном Рубинштейном и Московская, которую возглавил Николай Рубинштейн. Российские студенты составляли большую часть иностранных студентов Лейпцигской консерватории. Это был питомник профессоров музыки. Отсюда вышли родоначальники национальной музыки: Эдвард Григ, Николай Лысенко, Николай Чюрлёнис, Джаннет Далгат. Под руководством знаменитого дирижера Артура Никиша в Лейпциге прошли стажировку 10 русских дирижеров. Частыми гостями Гевандхауза были Антон Рубинштейн, братья Венявские, виолончелист Карл Давыдов, которому страстный любитель музыки граф Вильегорский подарил свою виолончель работы Страдивари. «Долгожителями» Лейпцига были известный скрипач Адольф Бродский, в открытом доме которого бывали Брамс, фон Бюлов, чета Григов, и композитор, пианист и дирижер, двоюродный брат Сергея Рахманинова, ученик Н.Рубинштейна и Листа - Александр Зилоти, которого Чайковский назвал «агентом русской музыки». Сам Пётр Ильич зимой 1887 года провел творческое турне в Германии по приглашению Комиссии Гевандхауза, во время которого он дирижировал собственными произведениями. «Это самое дивное концертное помещение, которое я в жизни видел», - написал он о Гевандхаузе. После смерти Чайковского Зилоти заказал его бюст скульптору Роберту Баху, автору Царскосельского памятника Пушкину-лицеисту. Бюст русского композитора был установлен в 1900 г. в фойе Гевандхауза (это единственный, беспрецедентный случай).



Начало ХХ века ознаменовалось новым расцветом Гевандхауза: на смену Карлу Рейнеке пришел Артур Никиш. Репертуар оркестра обогатился произведениями новых композиторов: Берлиоза, Листа, Вагнера, Брукнера. Никиш проявлял неподдельный интерес к творчеству русских композиторов, в первую очередь к музыке Чайковского и Римского-Корсакова. С 1895-го по 1913 год он регулярно приезжал в Россию, где публика принимала его восторженно. Сергей Рахманинов ценил его выше всех современных дирижеров.



Остается лишь поблагодарить за самоотверженный труд всех авторов этой книги, подаривших возможность читателям соприкоснуться с русским миром Лейпцига.​
 





Р.Борисович (Мёнхенгланбах)​


Русские писатели в Берлине
в 20-х годах прошлого века​


В 1919-1923 годах число русских, проживающих в Германии, достигало 500 тыс. человек. В это число входили дожидавшиеся репатриации военнопленные, а также те эмигранты, которые сделали здесь временную остановку по пути в другие европейские страны и США. Русские общины, насчитывающие 1000 и более человек, были в это время в Мюнхене, Гамбурге и Дюссельдорфе. Русские эмигранты проживали также в Кёнигсберге, Франкфурте-на-Майне, Дрездене, Лейпциге, Штутгарте, Геттингене и некоторых других городах. Столица Германии Берлин в то время являлась крупнейшим мировым центром русской эмиграции.

Значительная часть членов русской общины в непростых условиях жизни на чужбине считала своей основной задачей сохранение русской культуры. Важную роль в объединении русских эмигрантов и сохранении традиций национальной культуры сыграл Дом искусств, основанный в Берлине в ноябре 1921 года. Согласно его уставу, это была организация неполитического характера, ставившая своей целью объединение и защиту прав и интересов деятелей русской литературы и искусства, проведение творческих вечеров, выставок, концертов, лекций. С появлением Дома искусств практически была перехвачена инициатива у созданного тремя месяцами ранее известным политическим деятелем И.В.Гессеном Союза журналистов и литераторов. Правда, последний продолжал еще долгое время существовать, выполняя организационные и представительские функции.

Членами Дома искусств в подавляющем большинстве были оказавшиеся в то время в Берлине русские писатели. Естественно, что писателей- иммигрантов в Советской России не печатали и потому их новые произведения были известны лишь узкому кругу коллег и почитателей.

Некоторые из этих писателей позже вернулись в СССР, добились там признания и даже славы, но многих ждал ГУЛАГ и даже «вышка». Назовем имена лишь тех членов Дома искусств, кто был удостоен упоминания в современных российских энциклопедических изданиях: А.Белый (псевдоним Б.Н.Бугаева), И.В.Гессен, М.Горький, Р.Б.Гуль, Н.В.Крандиевская-Толстая (жена А.Н.Толстого), Н.М.Минский, А.М.Ремизов, А.Н.Толстой, Л.И.Шестов, И.Г.Эренбург, проф. А.С.Ященко. В Доме искусств нередко бывали не только писатели и поэты, но, например, один из лидеров меньшевиков Ю.О.Мартов, художники Н.Д.Милиоти и И.А.Пуни. Всего членов Дома искусств на пике его деятельности было около 150 человек.

Председателем совета Дома искусств был избран Н.М.Минский. В то время он был довольно известным, но считавшимся старомодным писателем и поэтом, одним из основателей русского символизма.

Заседания участников Дома искусств проходили еженедельно в кафе «Landgraf» по улице Kurfürstenstrasse 75. Это место и сегодня упоминается в связи с русскими писателями, собиравшимися в Доме искусств. На трибуну могли выйти и «стар и млад», и маститые, уже известные писатели, и те, кто только начинал приобщаться к литературному творчеству. Впрочем, тон задавали неоднократно выступавшие А.Белый, Н.М.Минский, А.М.Ремизов, А.Н.Толстой и И.Г.Эренбург. Здесь с авторскими вечерами выступал находившийся некоторое время в Берлине В.В.Маяковский.

Монополия Дома искусств в деле объединения русских писателей в Берлине закончилась через год после его образования. В ноябре 1922 года после острой дискуссии между А.Белым, В.Шкловским, В.Маяковским и художником Натаном Альтманом среди членов Дома искусств произошел раскол. Н. Альтман был уже в то время известным живописцем, скульптором, графиком. Его работа «Портрет Анны Ахматовой» (1914 г.) сегодня можно увидеть в экспозиции Русского музея С.-Петербурга. Об этой бурной дискуссии вспоминал впоследствии в своих мемуарах «Люди, годы, жизнь» Илья Эренбург. Многие писатели заявили о своем выходе из объединения и о вступлении в созданный через неделю после раскола Писательский клуб.

Современники и участники тех событий считают, что настоящей причиной раскола в Доме искусств был конфликт, который нарастал в писательской среде после приезда в Берлин большой группы литераторов, высланных в 1922 году из Советской России. Напомним, что в этот период из страны было выслано немало выдающихся представителей российской интеллигенции. Среди русских эмигрантов, проживавших тогда в Германии, именно они являлись действительными «изгнанниками». Такое положение не только сплачивало их между собой, но и порождало желание взять на себя роль объединителей русских писателей в эмиграции.

Инициаторами создания Писательского клуба были Б.Зайцев, П.Муратов, Ю.Айхенвальд, М.Осоргин, Н.Бердяев, С.Франк, А.Белый, А.Ремизов, Е.Кускова, В.Ходасевич. Почти все они были «изгнанниками». Председателем правления Писательского клуба стал М.А.Осоргин (наст. фамилия Ильин), членами правления - Б.К.Зайцев и Н.А.Бердяев.

Строго говоря, название «клуб» не вполне соответствовало его формальному статусу: клуб не имел ни устава, ни своего помещения. Однако популярность его в писательской, и не только в писательской среде, быстро росла, и очень скоро Писательский клуб стал заметным явлением в культурной жизни русского Берлина.

По степени интеллектуального общения и проводимых там дискуссий - это несомненно был клуб высочайшего уровня. Заседания проводились в довольно большом помещении кафе „Leon“, располагавшемся на пощади Nollendorfplatz. (Здание было разрушено во время бомбардировок Берлина осенью 1944 года.)

В течение года и Дом искусств, уже в несколько ослабленном составе, и Писательский клуб сосуществовали параллельно. Периодически их сотрясали внутренние раздоры, что для такого рода творческих организаций явление обычное и вполне объяснимое. Объединение столь ярких индивидуальностей, с творческими амбициями и эмоциональным поведением время от времени порождает острые идейные дискуссии, порой переходящие в личные обиды и противостояния.

В работе обоих объединений принимали участие не только их члены, но и приезжавшие в Берлин из России писатели и другие деятели культуры. На авторских вечерах и в дискуссиях с большим успехом выступали поэты и писатели: В.В.Маяковский, С.Есенин, Б.Пастернак, М.Цветаева, Б.Пильняк, И.Эренбург, В.В.Набоков, Н.Бердяев, И.Северянин, В.Шкловский, В.Андреев (сын Леонида Андреева), известный российский книгоиздатель И.Д.Сытин, артисты А.Я.Таиров и его жена Алиса Коонен, видный экономист-аграрник А.В.Чаянов и многие другие.

На мероприятиях, проводимых этими объединениями, можно было встретить известных политиков из различных русских политических партий. Мы уже упоминали имя Ю.О.Мартова. Завсегдатаем вечеров, проводимых объединениями, был и видный меньшевик Б.И.Николаевский, имя которого часто упоминается российскими историками.

Оба объединения активно работали практически до конца 1923 года, когда большинство крупных представителей русской культуры во всё нарастающем количестве стали покидать Германию. Не в последнюю очередь это было связано с экономической и политической ситуацией, складывавшейся в стране. Центр русской эмиграции в Европе переместился в Париж. Часть эмигрантов вернулась в Советский Союз, многие уехали в США и другие страны.

И еще об одном поэтическом очаге, стоявшем несколько особняком на литературной карте русского Берлина - кружке поэтов. Он появился в 1928 году, когда большинство русских уже покинули Германию. Основу этого кружка составила литературная молодежь, попавшая в эмиграцию в детском возрасте вместе с родителями. Возглавил кружок 20-летний юноша М.Горлин. В состав кружка входило около двадцати пяти молодых начинающих поэтов. Раз в неделю они проводили свои встречи в кафе или на частной квартире. Из этого кружка вышло немало литераторов, чьи имена стали впоследствии известными и вошли в историю русской эмигрантской литературы: Софья Прегель, Юрий Джанумов, Михаил Горлин и его жена Раиса Блох, Николай Белоцветов, Евгений Рабинович и др. Но самыми выдающимися членами кружка, способствовавшими его широкой известности, были В.Набоков и В. Корвин-Пиотровский. Кружок выпустил три стихотворных сборника, не считая многочисленных публикаций в других изданиях.

Надвигавшаяся нацистская диктатура в Германии заставила многих молодых поэтов покинуть страну. В 1933 году кружок прекратил свое существование, почти все его участники перебрались в Париж. Многие из них впоследствии закончили свой короткий жизненный путь в концлагерях, и никто теперь не может сказать, кем могли бы стать эти молодые талантливые литераторы. В рядах французского Сопротивления погиб Борис Вильде. Также в период нацистской оккупации участником Сопротивления был и В.Корвин-Пиотровский, перебравшийся после войны в США.

При всем многообразии взглядов и собственных оценок происходившего в России, при всем различии взглядов на творческий поиск, русских писателей, проживавших в Германии в послереволюционное время, объединяло одно: они достойно служили русской литературе, в которой черпали живую связь с родной землей.​
 
Берлин, 4 ноября 1872 года.
Во время вчерашнего празднования 50-летнего юбилея принца Карла в должности шефа русского полка, делегация полка преподнесла принцу письмо, собственноручно написаное российским императором и орден Св. Георгия 3 степени. В письме император сообщает о своей симпатии к прусской армии и воспоминаниях о навечно памятном времени, когда пруссаки и русские, объединившись боролись за святое дело. Также он помнит о тех великих делах, которых достигли прусские братья по оружию в войне с Францией, в которой участвовал и принц. Письмо заканчивается строками надежды на то, что этот союз станет только крепче в следующих поколениях наших...


Мечты, мечты.. О ваша сладость!
Мечты ушли..
 
Последнее редактирование:
Речь идет о 6-й Пехотном Либавском полку, который с 23 октября 1822 года назывался Пехотным Принца Карла Прусского полком.
 
Карл-Фридрих-Александр — принц прусский, прусский генерал-фельдцейхмейстер (1801—1883), 3-й сын Фридриха-Вильгельма III, брат Фридриха-Вильгельма IV и Вильгельма I; принимал участие в походах Вильгельма I; считался одною из опор консервативной партии. Из наследства его государство приобрело включенное теперь в берлинский цейхгауз громадное собрание оружия.

1801_Carl.jpg
 
Встретил Шиллера на барахолке... Хотя слово барахолка слишком низкое для поэтических строк..

20220925_114551.jpg
 
Сверху