Добавлю малость текста
Как большевики новогоднюю елку вернули
Наверное, большинство знает расхожий штамп, согласно которому в СССР в 1920-х годах «запретили» Новый год и его неизменный атрибут, то есть елку.
На самом деле официального запрета не было, была так называемая «елочная» дискуссия в прессе. Празднование Нового года критиковали как приверженность старым религиозным ритуалам, а еще в некоторых городах штрафовали торговцев елками, мотивируя это тем, что они уничтожают леса.
Дискуссия закончилась в 1936 году, когда Новый год и новогодняя елка вернулись в новом советском варианте.
Но мало кто знает, что в 1918 году большевики и советские власти вернули ранее преследуемую властями царской России новогоднюю елку.
Как известно, обычай наряжать елку перед Рождеством окончательно оформился в шестнадцатом столетии в протестантских странах Северной Европы. Спустя сто пятьдесят лет этот обычай волевым решением Петра I был насажден в России. Впрочем, после его смерти, только немецкие, финские и прибалтийские подданные империи продолжали наряжать елку.
В начале XIX в. не без влияния жены будущего Николая I немецкой принцессе, перекрестившейся в Александру, рождественская елка возвращается в царские дворцы, а затем и в дворянские особняки и усадьбы.
Первую ёлку велела поставить в Московском Кремле жена будущего императора Николая I Александра Фёдоровна – 24 декабря 1817 года. Российские семьи переняли у императорской фамилии традицию устраивать детские новогодние праздники с ёлкой.
Вслед за правящей фамилией ёлки стали устраивать дворянские семьи. Обычай быстро распространился, и в 1852 году устроили первую общественную ёлку для взрослых – на Екатерингофском вокзале (в те годы вокзалом называлось помещение для развлечений публики, обычно – музыкальных).
А вот наступление нового года в императорской семье не праздновалось. Анна Тютчева вспоминала: «Вечер под Новый год я провела у императрицы, где говорили о войне и щипали корпию для армии. В одиннадцать часов подали шампанское, поздравили друг друга, и императрица отпустила нас: так принято в царской семье, чтобы к двенадцати часам каждый удалялся к себе».
Первое января отводилось под официальные визиты, а правящий император с супругой принимали поздравления от послов и сановников.
Этот обычай вызывал великую ненависть со стороны «ученых» славянофилов, как обычай западный и немецкий. Писатель Иван Гончаров раздраженно писал, что елочный обычай - это «выдумка неуклюжая, немецкая и неостроумная: взять из лесу мокрое, грязное дерево, налепить огарков, да нитками навязать грецких орехов, а кругом разложить подарки!».
Боролись против лютеранского обычая и представители православной церкви, среди которых было много людей, изъяснявшихся в новую эпоху старыми терминами. Например, некоторые иерархи возмущались тому, как многие переживали смерть великого композитора Петра Ильича Чайковского, ведь он по их мнению, был всего лишь «скоморох». Новогодняя елка и праздник вокруг нее в их глазах были «бесовщиной» и идеологической диверсией под традиционные святочные традиции. Впрочем, на их критику мало внимания обращали высшие слои и сословия Российской империи, ведь Новый год был для них еще и элитарным праздником, который могли себе позволить лишь состоятельные люди. Впрочем, во время промышленного бума обычай украшать елки или еловые веточки распространился и среди рабочих масс.
Но вот грянула Первая Мировая война.
Пока на фронте русские войска сидели в окопах, в тылу многие «патриоты» занялись борьбой со всем немецким. Это был широкий спектр мероприятий: от погрома немецких магазинов и контор до критики новогодней елки, которая пришла из враждебной Германии. Наконец, в 1916 году Синод официально выпустил запрет на украшение елок в «присутственных» и иных местах.
Однако после Великой Октябрьской социалистической революции елку торжественно вернули, переосмыслив сам праздник. Пример показал глава Совнаркома Владимир Ленин, который «шикарно» отпраздновал Новый 1918 год с рабочими Выборгской стороны.С ними он выпил морковного чая и поел ржаных сухарей, а также пел революционные песни. А впоследствии, именно по инициативе Ленина прошла первая детская елка в Сокольниках. И она не была похожа на праздники до революции. Теперь это была елка для всех детей, ведь даже для самых бедных правительство подготовило праздничный ужин и подарки. Постепенно из праздника исчезали религиозные элементы, он пережил «елочную» дискуссию и стал по-настоящему всенародным советским праздником.
Текст: Глеб Таргонский