На униформе...Нарукавная нашивка с эмблемой Хорватского воздушного легиона (оригинал).
И ее современная реплика...Нарукавная нашивка с эмблемой Хорватского воздушного легиона (оригинал).
Аналогичный знак но из серебра, в подробностях...Знак наблюдателя ВВС Румынии периода 1931-1940 гг., экспонат национального военного музея в Бухаресте.
Посеребренный томпак. Размер 35 х 45 мм. Крепление - клипса.
Как правило, все эти знаки не имеют каких либо клейм или маркировки (см. здесь - http://ak-group.ru/forum/showpost.php?p=100173&postcount=120 и здесь - http://ak-group.ru/forum/showpost.php?p=100172&postcount=119 ). Вот, достаточно интересный в этом плане знак пилота ВВС Румынии периода 1931-1940 гг., изготовленный по частному заказу бухарестским ювелиром А. Грюнбергом, с соответствующей маркировкой на реверсе.Знак пилота ВВС Румынии периода 1931-1940 гг., экспонат национального военного музея в Бухаресте.
По внешнему виду разительно отличается от общепринятой формы. Посеребренный томпак (кроме короны и кольца, обрамляющих королевский вензель). Размер 66 х 36 мм. Крепление - горизонтальная булавка. Королевский вензель Кароля II крепится к знаку посредством "усов".
Учрежден королевским указом № 1935 от 6 июня 1931 года. Представлял собой два расправленных в полете горизонтальных крыла, в месте соединения которых вертикально, острием вниз, находился символизирующий пропеллер меч с наложенным на него вензелем румынского короля Кароля II в виде двух литер "C" покрытых голубой эмалью. Подлежал ношению как над верхним левым нагрудным карманом форменного кителя, так и на самом кармане. Известны также миниатюры сего знака, различающиеся как по исполнению (с вензелем, покрытым голубой эмалью, без оного эмалевого покрытия), так и по форме крепления.
Разновидность знака с креплением накладки посредством расклепанных "усов".Сейчас станет понятно, зачем понадобилось отступление в виде рассказа о лучшем румынском истребителе второй мировой войны IAR-80, ибо речь пойдет об очень редком (пусть и неофициальном знаке), непосредственно с ним связанном.
Знак пилота 8-й истребительной авиагруппы, сформированной 22 февраля 1941 года, в составе 2-й истребительной флотилии (8-я истребительной авиагруппа - первое авиасоединение королевских ВВС Румынии, вооруженное новыми истребителями IAR-80, состоящее из 59-й и 60-й истребителной эскадрилий). Имеет по контуру накладное обрамление в виде венка, состоящего из дубовых (с левой стороны) и лавровых (с правой стороны) листьев, увенчанного королевской короной. В нижней части знака обозначено название стоявшего на вооружении 8-й истребительной авиагруппы истребителя "IAR 80", рельефно помещенное на горизонтальную прямоугольную пластину. Все внутреннее пространство знака, ограниченное венком и пластиной имеет эмалевое покрытие голубого цвета, символизирующее небо. В верхней части, под короной нанесена аббревиатура подразделения на румынском языке – "G8V" ("Grupul 8 Vanatoare") символы которой имеют внутри эмалевое покрытие темно-синего цвета и, сразу под ней располагается фронтальный силуэт собственно самого истребителя IAR 80, выполняющего боевой маневр в полете с креном на правое крыло, и составляющий неотъемлемую часть накладки наравне с венком, короной и пластиной. Крепление накладки к круглой металлической пластине, составляющей основу знака, осуществлено посредством трех "усов". Крепление знака - вертикальная игла с крюком.
Вот такой стилистически выдержанный неофициальный красавец (в первозданном виде посеребренный), заказывавшийся в частном порядке, пилотами 8-й истребительной авиагруппы.
Известны знаки с креплением накладки посредством расклепанных, а не загнутых "усов".
Аверс.
Как выглядел завод по производству IAR-80 перед войной, и что с ним стало после бомбардировок американской авиацией.Разработка истребителя IAR-80 началась в конструкторском бюро фирмы "Индустрия аэронаутика романа" ...
Этапы сборки...завод по производству IAR-80
Миниатюра сего знака в исполнении без эмалевого покрытия королевского вензеля и с креплением на игле.Знак пилота ВВС Румынии периода 1931-1940 гг..
По внешнему виду разительно отличается от общепринятой формы. Посеребренный томпак (кроме короны и кольца, обрамляющих королевский вензель). Размер 66 х 36 мм. Крепление - горизонтальная булавка. Королевский вензель Кароля II крепится к знаку посредством "усов".
Учрежден королевским указом № 1935 от 6 июня 1931 года. Представлял собой два расправленных в полете горизонтальных крыла, в месте соединения которых вертикально, острием вниз, находился символизирующий пропеллер меч с наложенным на него вензелем румынского короля Кароля II в виде двух литер "C" покрытых голубой эмалью. Подлежал ношению как над верхним левым нагрудным карманом форменного кителя, так и на самом кармане. Известны также миниатюры сего знака, различающиеся как по исполнению (с вензелем, покрытым голубой эмалью, без оного эмалевого покрытия), так и по форме крепления.