В Москве найден мертвым Алексей Девотченко — дважды лауреат Госпремии, заслуженный артист России, именитый театральный и киноактер и активный участник протестного движения.
Актер, заслуженный артист России Алексей Девотченко трагически погиб в Москве на 50-м году жизни. Его тело было найдено на северо-востоке города, по адресу Алтуфьевское шоссе, 100. В пресс-службе ГУ МВД по Москве «Газете.Ru» сообщили, что проверкой происшествия будут заниматься следователи, а по данным агентства ИТАР-ТАСС, у следствия «есть основания полагать, что смерть артиста имеет криминальный характер».
Девотченко родился в 1965 году, окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии и долгое время работал в петербургских театрах: в ТЮЗе им. Брянцева, в Театре имени Ленсовета, в Камерной филармонии, Театре на Литейном, БДТ имени Товстоногова.
Его занимали в своих спектаклях глава питерского МДТ Лев Додин и нынешний руководитель Александринки Валерий Фокин.
В последнее время у артиста шел целый ряд спектаклей в Москве, в том числе в МТЮЗе и «Гоголь-центре». С 2012 года он выступал в труппе МХТ им. Чехова — играл в спектаклях «Зойкина квартира» Кирилла Серебренникова и «Свадьба Кречинского» Виестурса Мейкшанса. Часто гастролировал с моноспектаклями — большой популярностью пользовался его «Концерт для Саши Черного» и «Дневник провинциала в Петербурге», оба поставил режиссер Григорий Козлов.
С кино отношения у Девотченко были много хуже театральных. В год выпуска из института он снялся в небольшой роли в фильме Сергея Сельянова «Духов день», в 1993-м появился в эпизоде в сериале Гелия Рябова «Конь белый», затем — уже в нулевых — играл в сериалах «Убойная сила» и «Бандитский Петербург», у Александра Котта в телефильме «Конвой PQ-17». Одна из немногих главных ролей Девотченко — в военной драмеди «Агитбригада «Бей врага!» (2007).
Награды Девотченко получал только за свою работу в театре.
У него три питерские театральные премии «Золотой софит», две Государственные премии в области литературы и искусства за работу в Александринском театре: в 1999 году за главную роль в спектакле «P.S. капельмейстера Иоганнеса Крейслера, его автора и их возлюбленной Юлии» и в 2003 году — за роль Хлестакова в «Ревизоре». В 2006 году актер стал заслуженным артистом России.
А через пять лет отказался и от наград, и от званий.
К этому времени он уже был известным активистом, членом «Объединенного гражданского фронта» Гарри Каспарова, участником Маршей несогласных и одним из тех, кто подписал в 2010 году открытое письмо «Путин должен уйти». В ноябре 2011-го в своем блоге в «Живом журнале» он написал, что не хочет быть ни лауреатом Госпремий, ни заслуженным артистом — ему было «стыдно за ситуацию стране».
«Невозможно играть свои спектакли. Выстраданные и любимые», — писал Девотченко в блоге.
Однако выяснилось, что процедуры отказа от звания не существует.
Совмещая изрядную харизму и бешеную энергетику, Девотченко был одинаково бескомпромиссен что на сцене, что на площади — его можно было видеть на оппозиционных маршах в Москве и Петербурге, он активно участвовал и в памятной борьбе своих земляков с небоскребом «Газпром-сити», и в совсем недавних протестах российских оппозиционеров против военных действий на Украине.
Был болезненно нетерпим к любой несправедливости, часто разражаясь гневными тирадами в своем фейсбуке; беспокоился, ругался, реагировал — словом, принадлежал к тому типу жизнелюбов, которым до всего есть дело. Только в его случае уже не есть, а было — и российскому театральному сообществу еще долго придется привыкать говорить о Девотченко в прошедшем времени.
http://www.gazeta.ru/culture/2014/11/05/a_6290013.shtml