из свежих газет
Моцарт и Бетховен — символы «белой гегемонии»: Оксфорд отказывается от нот
Оксфордский университет принял близко к сердцу идеалы движения Black Lives Matter («Жизни черных имеют значение») и в этой связи рассматривает планы по отказу от нотописи, музыкальной нотации и классической музыки в целом. Ноты в настоящее время считаются «слишком колониальными», в то время как Бетховен и Моцарт, а также современные музыкальные учебные программы — «соучаствующими превосходству белых».
Как пишет британская газета The Telegraph, аргументы против классической музыки, являющейся одним из величайших достижений западной цивилизации, возникли не только у «студентов-активистов», но и у «профессоров-активистов», которые утверждают, что изучение музыки в её нынешнем виде ориентировано на «белую европейскую музыку рабовладельческого периода».
Изменения в преподавании музыки в одном из крупнейших вузов мира предлагаются для курсов бакалавриата, и цель их состоит в том, чтобы «деколонизировать» изучение музыки и избавить его от «белой гегемонии».
«Профессора-активисты», согласно источнику, утверждают, что преподавание нотной грамоты было бы «пощечиной» для студентов, потому что она «не избавилась от своей связи с колониальным прошлым».
Кроме того, требования вуза больше не будут предполагать обучение студентов-музыкантов игре на фортепиано или дирижированию оркестрами, потому что это тоже «структурно центрирует белую европейскую музыку». По словам преподавателей музыки в Оксфорде, чья работа состояла в том, чтобы преподавать «историю, размах, широту и практику музыки», это может вызвать «большие страдания у студентов-цветных».
Даже то, как преподается музыка, жалуются эти профессора, является проблемой, потому что «подавляющее большинство преподавателей музыкальных техник — белые люди».
Проблема заключается в том, что, по мнению некоторых профессоров, «структура нашей учебной программы поддерживает превосходство белых». Об этом свидетельствует тот факт, что преподаватели, которые предлагают эти изменения, «почти все — белые». Эти «почти все белые» профессора обеспокоены тем, что они «дают привилегии белым музыкантам», хотя на практике они в настоящее время отдают предпочтение чему угодно, но только не им.
Теперь же они планируют ввести специальные темы, которые будут включать «Введение в социокультурные и исторические исследования» или «Африканская и африканская диаспорная музыка», «Глобальная музыка» и «Популярная музыка». Поэтому вместо изучения истории западной музыки, которая развивалась и менялась тысячи и тысячи лет, студенты будут изучать то, что происходит в музыке прямо сейчас.
Так, в учебную программу Оксфордского университета будет введена поп-музыка, и студенты смогут изучать 2021 год, записи удостоенной премии «Грэмми» поп-звезды Дуа Липы или артистов, требующих, чтобы Дональд Трамп прекратил использовать их песни». Ученые, предлагающие эти изменения, заявили, что это является их прямой реакцией на движение Black Lives Matter.
Таким образом, оксфордские профессора берут на себя обязательство «искоренить белое превосходство в западной музыке и привнести элементы современной поп-музыки».
Впрочем, как пишет The Telegraph, в департаменте были некоторые возражения против этих изменений. Один профессор заметил, что тех, кто преподает музыку до XX века, «часто неявно обвиняют в том, что они занимаются исключительно музыкой „западной“ и „белой“». Однако западная музыка была давно развивающейся формой искусства, которая, как отмечает The Telegraph, полностью предшествовала трансатлантической работорговле.
«Музыка развивалась вместе с католической церковью и была связана с поклонением божественному», — аргументируют противники «толерантных» новаций.
Первая известная нотная запись была найдена на клинописной табличке из древнего Ирака, тогда известного как Вавилон. Этой табличке сейчас около 4 000 лет. Греки тоже пользовались нотной грамотой. В то время как менялись гаммы и метры, практика обмена музыкой в нотной форме, которая взяла начало, как и многие человеческие достижения, на Ближнем Востоке и распространилась по всей Европе.
Считается, продолжает издание, что нотопись была не изобретением, а эволюцией, подобно тому как письменность не застаивалась, когда впервые появилась на свет, а менялась по мере того, как менялись люди, которые ею пользовались.
Впрочем, судя по публикации, на возникшие у The Telegraph справедливые вопросы по поводу новации в Оксфордском университете решили дать уклончивый и общий ответ: «Музыка была частью жизни Оксфорда более 800 лет. Здесь работает около 30 преподавателей, из которых 15 регулярно читают лекции — ученые с выдающейся репутацией музыковедов, исполнителей или композиторов» и далее в этом духе.
Если Оксфорд больше не желает или не в состоянии поддерживать эту 800-летнюю историю музыкальной науки в западной традиции, то неясно, кто это будет делать, — с озабоченностью констатирует автор статьи.