Переходи на живопись

Редкий сюжет у Грютцнера.
Вот такая картина под названием "Искушение святого Антония" была продана за сто тысяч евро коллекционером из Швейцарии. Приобрела какая то мюнхенская галерея. Сама картина небольшая, 50 на 70 сантиметров примерно.

Посмотреть вложение 342150
Сразу, конечно, тянет поговорить про святого Антония.

Анто́ний Вели́кий, преподобный (др.-греч. Ἀντώνιος, Antṓnios; лат. Antonius, около 251, Кома, Египет — 356, Дейр-Мари) — раннехристианский подвижник и пустынник, основатель отшельнического монашества.

Грютцнеровский монах на Антония совсем не тянет. Скорее это игры антикварных диллеров.

Вот искушение святого Антония руки Иеронима Босха

Temptation_of_Saint_Anthony_central_panel_by_Bosch.jpeg
 
И вот такое искушение святого Антония работы Давида Тёнирса Младшего

David_Teniers_d._J._007.jpg
 
Интересно вот стало, а чего Грютцнер вообще взялся за Дон Кихота? Дело в том, что ища Дон Кихота, и в итоге не найдя его, я нашел множество Фальстафов.

Посмотреть вложение 332804Посмотреть вложение 332805Посмотреть вложение 332806Посмотреть вложение 332807Посмотреть вложение 332809
Встретил наконец толстяка на блошином рынке

20230524_084705-2.jpg
 
Еще есть тема для размышлений, диссертации, да и просто поболтать, ну в смысле побеседовать - Какие картины висят в домах у немцев.

Строка из романа Набокова "Отчаяние"

Орловиус, который был до глупости близорук, подошел к портрету вплотную и, подняв на лоб очки (почему он их носил? они ему только мешали), с полуоткрытым ртом замер, задышал на картину, точно собирался ею питаться. «Модерный штиль», – сказал он наконец с отвращением и, перейдя к другой картине, стал так же добросовестно рассматривать и ее, хотя это была обыкновенная литография: «Остров мертвых».

Самое забавное, что в авторском тексте на английском языке (1956) написано так «Аn ordinary print found in every Berlin home». - то есть в каждом берлинском доме. В русском оригинале (1934) сказано просто «Обыкновенная литография: остров мёртвых», без этого уточнения.

Роман "Отчаяние" был написан в Берлине летом-осенью 1932 г. на закате Веймарской республики и незадолго до прихода Гитлера к власти. С 1933 г. русская эмигрантская аудитория Набокова начала стремительно сокращаться, побуждая его задуматься об отъезде из Германии и готовить переводы своих книг на другие языки, прежде всего английский. Отрывки из романа публиковались в парижской газете «Последние новости» в 1933 г., полностью роман был опубликован в журнале «Современные записки» в следующем году. Отдельной книгой «Отчаяние» вышло в берлинском издательстве «Петрополис» в 1936 г.

В общем в каждом берлинском доме где то в начале 30-х годов можно было встретить картину "Остров мертвых".

Печатные репродукции картины были очень популярны в Европе в начале XX века.

Арсений Тарковский упоминает их в перечне безвозвратно ушедших примет дореволюционного времени:

Где «Остров мёртвых» в декадентской раме?
Где плюшевые красные диваны?
Где фотографии мужчин с усами?
Где тростниковые аэропланы?

Упоминания о репродукциях картины как стандартной примете домашней обстановки с претензиями на изысканность есть у Тэффи, Ильи Эренбурга, в поэме Владимира Маяковского «Про это»[, романе Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», а также в другом романе Набокова — «Машенька», в повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда». Картина играет важную роль в романе Михаила Елизарова «Земля» (2019). Существует роман «Остров мёртвых», автор которого — американский фантаст Роджер Желязны. Описанию картины посвящено стихотворение Еремея Парнова «Остров Бёклина» (сборник «Рок и ужас», 2008). Хотя это уже далеко не только Берлин и Германия.

Arnold_Boecklin.jpg

«Остров мёртвых» (нем. Die Toteninsel) — самая известная картина швейцарского художника-символиста Арнольда Бёклина (1827—1901). В период 1880 — 1886 годов Бёклин создал пять вариантов картины. Шестой вариант написал в 1901 году.


Пока, на фломарктах местных Бёклина я еще не встречал. Будем искать.
 
в каждом берлинском доме где то в начале 30-х годов можно было встретить картину "Остров мертвых".
Третий вариант картины «Остров мёртвых» (1883 года) в 1933 году приобрёл Адольф Гитлер.

Фюрер считал Бёклина «своим художником» за «истинно тевтонский дух».

Картина сначала находилась в его личной резиденции в Бергхофе, а после 1940 года украшала кабинет Рейхсканцелярии в Берлине.

Кроме неё в коллекции Гитлера находилось ещё десять произведений Бёклина.

totre.jpg

Молотов и Гитлер на фоне картины "Остров мертвых"
 
Мастер Фонтана Жизни

20200624_1229111.jpg



Своим условным именем этот безымянный мастер обязан историку искусства Карелу Г. Буну. В 1940 году он приписал неизвестному голландскому мастеру произведение, которое сейчас находится в Национальной галерее в Праге, а до 1945 года принадлежало коллекции Ностица. Это картина, изображающая фонтан жизни и содержащая эпитафию священника Яна Клеменсоена, умершего в 1511 году, с помощью которой можно датировать произведение. Это произведение долгое время ассоциировалось с работой Якоба Корнелиша ван Оостсанена.

20200624_122911.jpg

Бун, который увидел в этой картине стиль, отличный от стиля мастера из Алкмаара и мастера Снятия с креста Фигдора, приписывает ее неизвестному ученику Геертгена тота Синт Янса, возможно, работавшему в Утрехте.

Три другие работы приписываются мастеру "Фонтана жизни":

Семь дел милосердия, ок. 1510, Рейксмузеум Твенте, Энсхеде;
Месса Святого Григория, между 1500 и 1510 годами, Музей монастыря Святой Екатерины, Утрехт;
Месса Святого Григория до 1942 года в музее Вальраф-Рихартц в Кельне.

Детали фонтана жизни

20200624_1229112.jpg
 
В период летних путешествий посетил один антк-магазин старого знакомого. Обнаружил вот такого пивуна.
Кто автор-не знаю. Некто H. Rudolf . Продавец назвал её "Скрипач с пивом". 1960-е гг. Обратную сторону не смотрел, но год как-то удивил. Может, копия с какой-нибудь картины или по сюжету?
У него, похоже, шатлен какой-то висит снизу.
 

Вложения

  • H.Rudolf.jpg
    H.Rudolf.jpg
    263.6 KB · Просмотры: 49
  • H.Rudolf1.jpg
    H.Rudolf1.jpg
    2.5 MB · Просмотры: 49
В период летних путешествий посетил один антк-магазин старого знакомого. Обнаружил вот такого пивуна.
Кто автор-не знаю. Некто H. Rudolf . Продавец назвал её "Скрипач с пивом". 1960-е гг. Обратную сторону не смотрел, но год как-то удивил. Может, копия с какой-нибудь картины или по сюжету?
У него, похоже, шатлен какой-то висит снизу.
Тут только случайно можно помочь. Слишком типичный сюжет, близкий и к картинам Грютцнера, и Шпицвега и других художников.

К примеру художник Hans Rudolph существовал в Германии

Ганс Рудольф (* 22 мая 1905 года в Берлине; † 7 марта 1993 года в Гере) был немецким живописцем и графиком.


Но у него бьл совсем другой стиль..

H_Rudolph_1.jpgH_Rudolph_2.jpgH_Rudolph_3.jpg

А сюжет - человек с пивом это вообще один из самых частых сюжетов немецкой, да и скажем так, западноевропейской живописи. Со скрипкой и пивом найти сложнее, но тоже вполне вписывается в типичные сюжеты бытового жанра.

pib.jpg

Ну и анекдот в тему про скрипача

Чекист спрашивает скрипача на допросе:
«А чего вам нужна скрипка Страдивари? Чего там особенного в скрипке Страдивари?»
Скрипач отвечает:
«Не знаю, как объяснить, чтоб вы поняли. Но, наверное, это как для вас пострелять из маузера Дзержинского».
 
Ссылку? Кем считается? Творил в тоже время что и Геррит ван Хонтхорст.

Жорж Дюмени́ль де Лату́р
, также Ла Тур или Ла-Тур (фр. Georges de La Tour; 14 марта 1593 — 30 января 1652) — лотарингский живописец, крупнейший караваджист XVII века, мастер светотени. В XVIII—XIX веках его имя было предано забвению.
Творчество мастера, забытое после его кончины, было заново открыто только в 1940-х годах; первая публикация о нём вышла в 1915 году.

Для картин Жоржа Дюмениля де Латура характерна геометрически строгая композиция и напряжённость религиозного чувства. Картины Латура обычно представляют собой освещённые пламенем свечи ночные сцены, написанные в манере Караваджо. Художник любил изображать библейские персонажи в обличье нищих и крестьян, создавать композиции, персонажи которых освещались единственным источником — свечой.

Посмотреть вложение 340206
Жорж Дюмениль де Латур «Поклонение пастухов». Ок. 1644. Лувр, Париж


Типичными для его творчества являются такие работы, как «Новорождённый» (Музей изобразительных искусств в Ренне), «Поклонение пастухов» (Лувр), «Мученичество св. Себастьяна» (Берлин-Далем), «Скорбящая Магдалина» (Метрополитен-музей), «Отречение апостола Петра». Одна работа мастера — «У ростовщика» — хранится во Львовской галерее искусств. В российских музеях его работ нет. Этьен (род. 1621), сын художника, тоже стал живописцем. Учеником Ла Тура также был его племянник Франсуа Нардуайен, умерший от чумы в 1636 году. Под влиянием творчества художника находился анонимный Мастер света свечи.



Мастер света свечи
(англ. The Candlelight Master, итал. Maestro del lume di candela, во французских изданиях — Мастер свечи, фр. Maître à la Chandelle, начало XVII века (?), Экс-ан-Прованс (?), Франция (?) — после 1634 года, Рим (?), Италия (?)) — неизвестный по имени французский, итальянский или североевропейский художник, работавший в Риме с 1620 по 1634 год (а возможно, и позже). Его картины приписывались известным современникам, среди которых были Геррит ван Хонтхорст, Матиас Стомер и Жорж де Латур. Предпринимались попытки отождествить его с представителями династии живописцев Биго из Экс-ан-Прованса Трофимом Биго Старшим и Трофимом Биго Младшим, а также с итальянским художником Мастером Джакомо (или Джакомо Масса).

Всего разными историками искусства Мастеру света свечи приписывается до 50 различных полотен, находящихся в крупных европейских и американских музеях, а также в частных коллекциях[

Посмотреть вложение 340207
Мастер света свечи. Святой Франциск в молитве, 1630—1634
Добавим в нашу подборку мастеров свечи и такого художника

Маттиас Стом, или Матиас Стомер (нидерл. Matthias Stom, Matthias Stomer, ок. 1600, предположительно Амерсфорт — после 1652, Сицилия или Северная Италия) — нидерландский художник, принадлежавший к группе утрехтских караваджистов. Романист. Известен также под именами Matteo Stoma, Matthias Stomma, Matteo Fiammingo (Маттео Фламандец)


Маттиас Стом. Юноша, читающий при свече. Между 1600 и 1650 гг. Холст, масло. Частное собрание

Matthias_stom_young_man_reading_by_candlelight.jpg
 
Под влиянием картин караваджиста Герарда ван Хонтхорста, известного в Италии за изображения сцен при свечах как «Герардо Ночной» (итал. Gherardo delle Notti), Стом также часто использовал эффекты светотени от скрытого источника света. Драматизм «ночных сцен» обычно усиливается сильными ракурсами и жестами поясных фигур, показанных с близкого расстояния, чтобы мысленно вовлечь зрителя в действие. Головы необычайно живы и имеют ярко выраженный индивидуальный, даже портретный характер. Выразительность усиливается показом предельно характерных, морщинистых лиц, выявляемых резкой светотенью. Сохранилось около двухсот работ Матиаса Стома.

Осмеяние Христа. Между 1633 и 1639 гг. Холст, масло. Музей Нортона Саймона, Пасадена, США

Matthias_Stom_-_Mocking_of_Christ.jpg
 
Сверху