рассказы о коллекционерах

Андрей Пустоваров

Супер-Модератор
Регистрация
15 Фев 2009
Сообщения
47,634
Реакции
13,098
Возраст
52
Адрес
Deutschland
Не знаю, вот решил спросить, не интересно ли было бы форумчанам создать на форуме такой раздел?
"рассказы или истории о коллекционерах"?
Мне кажется, это было бы интересно. Ведь о многих уже забыто, о многих неизвестно, о многих не написано, а узнать было бы интересно и познавательно.

Эту тему напомнила мне сегодня одна статья из газеты
http://msk.kp.ru/daily/24547/725591/

Итальянцы нашли мистику в схеме московского метро
Двенадцать станций на Кольцевой - это двенадцать... знаков зодиака
Никита МИРОНОВ — 27.08.2010

Крысы, говорите, двухметровые водятся? Есть метро-2 и тайные закрытые станции? Ну, это бородатые истории. А вот новая. Журналист Армандо Торно из популярной итальянской газеты «Corriero della Sera» выяснил, что конфигурация московского метро... списана с астрологической карты англичанина Якова Брюса, который спасался в России от Кромвеля. Брюс был полководцем Петра I, ученым и алхимиком. Его называли Московским Нострадамусом.

«Карта Брюса хранилась в государственном архиве и ее однажды велел доставить к себе Сталин, - пишет Торно. - Карта использовалась при проектировании московского метро. Не зря оно построено по солнечной модели, а на Кольцевой линии именно 12 станций по числу знаков зодиака и апостолов Иисуса. Тринадцатую станцию построить так и не удалось, хотя было много разных проектов».

Круто! Яков Брюс, Сталин, апостолы...

- Да, Сталин утверждал схему метро, - рассказал «КП» главный архитектор ОАО «Метрогипротранс» Николай Шумаков. - Но занимался он только первой, Сокольнической линией. А потом всю работу свалил на Кагановича. К тому же Кольцевая линия строилась в последние годы жизни Сталина, когда ему было не до метро. А солнечная конфигурация объясняется просто: она лишь копирует конфигурацию наземных дорог Москвы. Причем и в метро, и на земле такая схема движения - радиус и кольца - создает мегаполису кучу проблем. Все потоки стекаются в центр. Ни в одном метро мира такой конфигурации нет. И ее нужно постепенно менять - без всякой мистики.

Кстати, не подкинуть ли итальянским коллегам солнечную ответную идею: Рим основали вовсе не Ромул и Рем, а откочевавшие на Тибр выходцы из Крыма. Просто по пути потеряли букву «К» - штормило сильно...

Статья полна ошибок. К примеру Яков Брюс не спасался в России от Кромвеля. Он родился в России, да уже и через десяток лет после смерти Кромвеля. Но дело в другом. А в том, что Яков Брюс был одним из первых российских коллекционеров. Дам небольшой отрывок из одной статьи

Письма Якова Вилимовича почти не раскрывают его личной жизни, это деловые сообщения о количестве пушек и артиллерийских припасов, о выполненных царских поручениях и т. д. Казалось, личной жизни у него не было вовсе, все его помыслы и старания посвящены служению России. И все-таки этот суровый, замкнутый человек знал увлечения и волнения, понятные немногим: он был страстным коллекционером. Брюс собирал картины, коллекции древних монет и редких минералов, гербарии. Он владел несколькими языками и имел богатейшую по тем временам библиотеку. О широте научных познаний и интересов Брюса говорят его книги - по математике, физике, химии, астрономии, медицине, ботанике, истории, искусству и т. д. Но особенно гордился Яков Вилимович домашней кунсткамерой - собранием различных раритетов и "курьезов".

В описи кабинета, составленной после его смерти, значатся, например, такие вещи: "зеркало кругловитое небольшое, в котором кажет большое лицо"; "раковин разных больших и малых 99"; "туфли китайские плетеные из травы"; "гриб каменный"; "тыква индейская"; "кость мамонтовой головы"; "янтари, в которых есть мушки"; коробочка с "маленькой натуральной змейкой" и тому подобные диковины. Некоторым предметам чиновники даже не могли дать определение и писали просто: "некакой фрукт продолговатый", "два мячика некакого фрукта"... Недаром французский посланник Кампредон, советуя в 1721 году своему правительству, каким образом завоевать расположение Брюса, подчеркивал, что Яков Вилимович не из тех, кого можно подкупить деньгами, и предлагал использовать его собирательский азарт: "Его королевское величество доставил бы ему большое удовольствие, если бы подарил ему гравированное по приказанию покойного короля собрание эстампов королевских дворцов".
 

Вложения

  • JakobVillimychBrus.jpg
    JakobVillimychBrus.jpg
    146 KB · Просмотры: 11,641
Последнее редактирование модератором:
Константин, ну я думаю Якову Брюсу такой поворот событий уж точно не грозит.
Наталья Коновалова

Ашики — династия коллекционеров

Знакомство сотрудников Ярославского художественного музея с В.В.Ашиком произошло осенью 1984 года непосредственно в его ленинградской квартире на Гаванской улице. Отметим, что ее хозяева — сам Виктор Владимирович и его жена Муза Михайловна — были очень осторожны и, как вспоминают их друзья, побаивались пускать к себе кого попало и тем более показывать свою коллекцию. Представители ярославского музея, заместитель директора Любовь Юрова и научный сотрудник Татьяна Кравчук, оказалась в числе «избранных». Для полноты представления об этой уникальной квартире обратимся к воспоминаниям близких друзей Ашиков:
«Знакомство с собранием начиналось в прихожей обычной сорокапятиметровой квартиры на четвертом этаже “сталинского” дома с высотой стен около трех метров. В ней все подчинялось собранию, а оно было огромным и включало в себя не менее полутора десятков самостоятельных коллекций.
Довольно широкая прихожая с правой стороны была обужена громадным шкафом, на верху которого два ряда застекленных полок, набитых книгами на иностранных языках, а на левой стороне висели рисунки котов — и какие же это были коты! В проходе к кухне стоял специальный шкафчик для медалей, а на нем — шведские полки с книгами и альбомами с экслибрисами.
А когда гости входили в комнату, тесно заставленную ампирной мебелью, чуть разбавленную модерном, то начинали понимать, каковы были квартиры героев поздних рассказов Чехова или Бунина. Первое, что поражало любого — это почти —“ковровая” развеска небольших живописных полотен, в основном русских художников конца XVIII — 40-х гг. XIX века. Они плотно заполняли темно-синие стены большой и ярко-желтые — маленькой комнат. И каждая была видна и ничуть не мешала рассматривать соседние…
В стеклянных горках в синей комнате среди массы всевозможных безделушек хранилось собрание гербовых печаток из камня, металла и хрусталя… Стекла книжных шкафов украшали бисерные вышивки первой половины XIX века, несколько штук их висели в рамочках на стене… А когда приходили гости, то из буфета на стол наряду с тончайшим фарфором выставлялись рюмки и фужеры венецианского стекла или графинчики и стопочки елизаветинского времени…»

(В.Я.Медникова-Габе)1

Детей у хозяев этой квартиры не было, и уже в начале в 1980-х Ашик задумывался над тем, кому достанется все, что собиралось многими десятилетиями. На эту тему, как вспоминают, прозвучала однажды фраза в духе «черного юмора»: «Вот умрем, и все дворники растащат…», оказавшаяся почти пророческой. В те годы Виктор Владимирович продал тематическую часть коллекции, отражающую историю российского флота в Центральный Военно-Морской музей, а в музей «Бородинская панорама» были переданы графические листы о войне 1812 года. Но все-таки он не хотел распылять коллекцию, поэтому с интересом воспринял предложение, поступившее от ярославцев, о поэтапной закупке всего собрания.

Уже в феврале 1985 года было отобрано и привезено в Ярославский музей несколько десятков произведений живописи и графики. Но, к великому сожалению, Ашику не удалось завершить задуманное. В сентябре все того же 1985 года Виктор Владимирович скоропостижно скончался, спустя несколько дней увезли в больницу Музу Михайловну, и через неделю не стало и ее. Квартира оказалась без хозяев. Завещания не было обнаружено.

Кто заходил в эту пустую квартиру, куда делись, например, более половины из 200 миниатюр, медали и жетоны петровского времени? На эти вопросы не ответило даже следствие, проведенное по уголовному делу о факте нарушений, проявленных со стороны ленинградских чиновников и, к сожалению, некоторых музейщиков. Об этом сказано было уже в 1986 году в статье «Судьба одной коллекции»2.

Несмотря на то что в Ленинграде проживали родственники по линии Ашиков, они не являлись юридическими преемниками, и после положенного полугодового срока в права наследия вступила куйбышевская родня — брат Музы Михайловны с супругой. Переговоры о закупке коллекции продолжились с ними, и было найдено понимание. По частям, исходя из интересов музея и не ущемляя вполне естественную материальную заинтересованность новых владельцев, за пять лет было приобретено около 20 000 предметов, среди которых: почти 4-тысячное собрание живописи, оригинальной и печатной графики, предметов декоративно-прикладного искусства, без малого — 8000 нумизматики и библиотека в 7000 томов.

Виктор Владимирович Ашик был последним хранителем семейной коллекции, истоки которой восходят к началу XIX столетия. К сожалению, в семейном архиве не было обнаружено каких-либо документальных свидетельств.

Похоже, что даже близкие друзья не были особенно посвящены в родословную этой семьи. И только сейчас понимаешь, почему В.В.Ашик не рассказывал, а тем более нигде не писал о своих предках, не вспоминал о том, что он сын потомственного дворянина, а род их происходит из знатных семей албанской области Скутари. В те времена инженеру-кораблестроителю, орденоносцу, работавшему в секретном КБ по проектированию боевых кораблей, об этом было лучше молчать. Поэтому приходится по архивным документам и семейным легендам восстанавливать страницы жизни семьи Ашиков и сделать попытку реконструкции истории формирования коллекции.

«Первые» Ашики появились в России в начале XIX века, когда купец Балтазар Ашик с семьей поселился в 1812 году в Одессе. В 1817 году его сын Антон Балтазарович Ашик (1802–1854)3 поступил на службу канцеляристом херсонского военного губернатора. Вскоре, благодаря знаниям нескольких иностранных языков, он был определен в ведомство иностранных дел, где в 1820–1830-е годы занимался дипломатическими и торговыми связями с «кавказскими народами».

В «Формулярном списке»4 надворного советника Антона Балтазаровича Ашика отмечены основные этапы его службы как государственного чиновника, за что он год за годом получал повышение в чинах и награды: орден Владимира 4 ст. (1834), дававший право на возведение в потомственное дворянство, ордена св. Станислава 2 ст., (1842) и св. Анны 2 ст. (1850).

Но, проживая на древней крымской земле, наверное, невозможно было не увлечься историей: «Находясь в Керчи, с 1821 года, по воле начальника моего г. государственного канцлера графа Нессельроде, в стране, где все дышит древностью, где каждый камень, так сказать, воскрешает в душе воспоминания о прошедшем, я охотно стал изучать археологию; стал изучать вековые памятники гения человеческого в произведениях Греков, и старался ближе познакомиться с сокровищами, меня окружавшими», — напишет впоследствии сам Антон Балтазарович5.

С середины 1820-х годов под руководством известного археолога А.И. Стемпковского, бывшего тогда градоначальником Керчи, А.Ашик принимает участие в археологических раскопках местных курганов. Изучение древней истории Крыма становится главным делом его жизни. Его авторитет как знатока искусства и древней истории был востребован и признан: в 1833 году «князю Воронцову угодно было сверх прямой… должности по части дипломатической, возложить … обязанности директора музеума [керченского музея]»6. Фактически при Ашике происходит его становление: появляется первое музейное оборудование, выполненное из «гробовых досочек можевелово-кипарисового дерева», найденных им же при раскопках, формируется библиотека. Ашик был одним из первых его фондообразователей7. Уникальные статуи, предметы быта, ювелирные украшения, монеты и медали, найденные в древних курганах, становятся экспонатами керченского музея, а лучшие — передаются в коллекцию Императорского Эрмитажа. В 1841–1845 годах с научной целью «по высочайшему повелению» Ашик был командирован в Италию для знакомства с классическим искусством в музеях Рима и Неаполя. Результатом практической деятельности А.Ашика стал его труд «Воспорское царство с его палеографическими и надгробными памятниками, расписными вазами, планами, картами и видами». Любопытны его размышления, представленные в книге «Часы досуга с присовокуплением писем о керченских древностях»8, посвященной Ее Сиятельству княгине Елизавете Ксаверьевне Воронцовой «в знак глубочайшего высокопочитания и преданности».

Но неожиданно в 1851–1852 годах Ашик вынужден был отказаться и от археологических раскопок и от музея, оказавшись жертвой интриг или недоразумения в истории об открытии двух античных статуй. После этого он недолго (1853–1854) работал директором Одесской публичной библиотеки, но, по-видимому, как человек честнейший и благороднейший, не смог перенести несправедливое обвинение и вскоре скончался.

Судя по всему, старший из его сыновей — Владимир Антонович Ашик (1843–1917), перенял от отца любовь к истории и страсть к собирательству. Как сообщают архивные документы, он «воспитывался в пансионате при Ришельевском лицее [Одесса] и по окончании всех семи классов, поступил в число студентов сего лицея по камеральному отделению, где пройдя два курса и по удостоению к переводу в третий уволен из лицея для продолжения образования в Санкт-Петербургском Технологическом институте, свидетельства о науках в оном не представил»9.

Владимир Антонович поступил на государственную службу в апреле 1866 года в Департамент неокладных сборов Министерства финансов, но в сентябре того же года «согласно прошению уволен по домашним обстоятельствам вовсе от службы». Вновь начав службу в 1867-м, до 1869 года неоднократно меняет места жительства и должности, а с 1 августа 1867-го по 23 августа 1868 года находится в отставке.

Не исключено, что основанием этому послужили личные, семейные причины: в 1867 году умерла его первая жена Анна Павловна, урожденная Вальберх. Вскоре, в 1869 году он женится на Евгении Гавриловне Черновой (1854–1904), дочери художника Г.Ф. Чернова10.
 
Да, поистине пути Господни неисповедимы... Мой отец был частым гостем в квартире на Гаванской...
 

Вложения

  • IMG_1934.jpg
    IMG_1934.jpg
    72.4 KB · Просмотры: 962
Да, поистине пути Господни неисповедимы... Мой отец был частым гостем в квартире на Гаванской...
это только третья часть статьи о династии коллекционеров Ашиков.
вот дальше
Не исключено, что основанием этому послужили личные, семейные причины: в 1867 году умерла его первая жена Анна Павловна, урожденная Вальберх. Вскоре, в 1869 году он женится на Евгении Гавриловне Черновой (1854–1904), дочери художника Г.Ф. Чернова10.

Начиная с середины 1870-х годов, В.А.Ашик постоянно числится по Ведомству путей сообщения, занимая административные должности, о чем можно узнать из отдельных опубликованных источников: в 1901 году он являлся главным бухгалтером Уссурийской железной дороги в чине статского советника11, в 1903-м — проживает в Томске, являясь котролером Средне-Сибирской железной дороги12. Кроме того — он автор ряда специальной литературы по финансово-административным вопросам железнодорожной отрасли. За участие в строительстве железных дорог, в том числе Закаспийской Военной и Жабинско-Пинской был награжден памятными жетонами.

И так же как отец, помимо государственной службы, он глубоко и серьезно занимается историей, а коллекционирование становится способом реализации познавательного и эстетического интереса. Кочевая жизнь В.А. Ашика ( в это время вся Россия активно покрывалась сетью железных дорог) и скромные материальные возможности остановили выбор на тиражных произведениях, в том числе на гравюрах и памятных медалях, которые были традиционным предметом собирательства. В годы, когда приближался 100 летний юбилей Отечественной войны 1812 года, он увлеченно и успешно занялся этой темой, что вылилось в издание объемного сборника —«Памятники и медали в память боевых подвигов русской армии в войнах 1812, 1813 и 1814 гг.»13, проиллюстрированного изобразительным материалом, в том числе из собственной коллекции: «медалей, гравированных портретов Русских Государственных деятелей и частных лиц… и исторических гравюр».

В.А.Ашик как коллекционер и историк был известен и признан, о чем свидетельствует его членство в Императорском Русском военно-историческом обществе и Обществе ревнителей истории. А потом был 1917 год, который, собственно, и оборвал жизнь Владимира Антоновича.

Вероятно, после смерти отца наследником коллекции стал средний сын (старший Владимир погиб в 1914 году), Николай Владимирович (1869–1936), которому была определена военная карьера. Он закончил Николаевское кавалерийское училище, дослужился до звания полковника (по иным сведениям, генерал-майора) и некоторое время служил при Военном министерстве, занимаясь инспектированием кадетских корпусов в Петербурге и Москве. (Именно его вклад в семейное дело коллекционирования наглядно отражен в виде памятных знаков военных учебных заведений России.) Его задача в это смутное и тревожное время заключалась в первую очередь в сохранении коллекции и библиотеки, которая потом перешла в руки ее последнего владельца Виктора Владимировича Ашика (1904 —1985)14.

Он был сыном от третьего брака Владимира Антоновича, и ему исполнилось всего 12 лет, когда умер отец. Но наверное, сказались принципы воспитания, заложенные еще дедом: «Человек в нравственном отношении, развивается на десятом году… Первые звуки, поражающие нежный слух ребенка, и первые понятия, получаемые его умом, делают на него столь глубокое впечатление, что уже ничто не может их изгладить»15. Этого короткого времени общения с отцом оказалось достаточно, чтобы воспитать высокие гражданственные и человеческие качества, приобщить к искусству, истории, чтобы заразить «вирусом» собирателя, а математические способности, дар полиглота и великолепная память были даны от Бога.

Виктор Владимирович Ашик вырос и учился в советское время: в 1923 году — студент кораблестроительного отделения Ленинградского Политехнического института параллельно подрабатывал чертежником на Балтийском заводе. Его послужной список как специалиста-кораблестроителя начинается с 1930 года, а в 1943-м он является уже главным инженером одного из крупнейших ЦКБ в Ленинграде. Его имя не было, что называется, на слуху, хотя он являлся дважды лауреатом Сталинских премий, имел высокие правительственные награды: орден Ленина, два ордена Трудового Красного знамени, два ордена Отечественной войны 1-степени, орден Знак Почета — все это было получено за «секретные» разработки боевых кораблей. Поэтому он был, как говорили, невыездным, ни разу не был за границей, но страстно любил путешествовать. Вместе с Музой Михайловной они объездили почти весь Советский Союз. Сохранилось большое количество разных путеводителей, музейных каталогов и буклетов, с пометками, сделанными характерным почерком Виктора Владимировича.

Живя среди антиквариата, который всегда имел достаточно высокую рыночную стоимость, они с женой в бытовом плане вели более чем скромный образ жизни. Все гонорары, лауреатские премии и немаленькую по тем временам зарплату ведущего инженера тратили на приобретение предметов для своей коллекции.

Его помнят как эрудита, знающего несколько иностранных языков, как высокопрофессионального специалиста-педагога, увлеченного и увлекающего рассказчика. И еще вспоминают, что Виктор Владимирович учил не бросаться поспешно выполнять скороспелые указания, сохраняя чувство меры и достоинство, и на первое место ставя здравый смысл. Наверное, этот принцип помогал ему в жизни, невзирая на все катаклизмы ХХ века.

Помогал ему и «домашний» музей, который он сформировал, исходя из своих интеллектуальных и духовных потребностей. В этой коллекции не было ни авангарда, ни русского реализма второй половины XIX столетия, ни икон, кроме семейных, — всего того, что считалось, да и сейчас считается, модным для собирателей. Его интересы сконцентрированы были на дворянской культуре XVIII — первой половины XIX столетия и на изящном искусстве Петербурга начала XX века. Таким образом, осознанно или подсознательно, он пытался окружить себя вещественными образами, предметами эпохи его предков.

Безусловно, как любой собиратель, он был азартен в поисках интересной ему вещи и мог отдать любые деньги за понравившуюся миниатюру или графический лист, но руководствовался при этом не престижностью данного объекта, а собственными интересами: это могло быть изображение знаменитого исторического деятеля, о котором ему были известны какие-то любопытные факты, или пейзаж с архитектурным памятником, с коим связаны памятные события или семейные легенды. Как происходило формирование коллекции, можно догадываться по надписям на оборотах многих произведений, сделанных характерным почерком Виктора Владимировича. Например, на монтировке, закрывающей оборот миниатюры А.Молинари «Неизвестная в белом платье», написано: «приобретено в Москве на Арбате в ноябре 1956»; на работе И.Алексеева «Портрет В.Асенковой» — «приобретено в 1946 году». А очевидцы вспоминают: «Картины, рисунки, фарфор, дубликаты книг и медалей обменивались на вещи, необходимые для пополнения собрания или продавались в самые различные музеи Ленинграда, Москвы и других городов страны и очень редко — в частные руки. Где приобреталось все собранное им? В еженедельных походах по комиссионным и букинистическим магазинам, на «барахолках», устраиваемых ленинградскими собирателями… Он искал наследников коллекционеров и художников, щедро платил, но не стеснялся и выпрашивать. Иногда ему дарили интересные вещи люди, очарованные его рассказами» (В.Медникова-Габе).

Так к нему попали предметы от известных коллекционеров, художников, библиофилов: П.Корнилова, П.Шиллинговского, Э.Голлербаха. Графика В. Гау — от наследников автора и от потомков «нумизмата» И.И.Толстого. А «Автопортрет» Скородумова, на долгие годы пропавший из поля зрения искусствоведов, и оказавшийся, наконец, у Ашика, приобретен был у С.Яремича.

Руководствуясь в отборе произведений историко-познавательным интересом, тем не менее он исключительно чувствовал эстетическую ценность предмета. Поэтому все произведения коллекции отличаются высоким художественным качеством, независимо от того, известным или неизвестным художником они были созданы.

Коллекция Ашика по своему составу принадлежит к кабинетным, домашним. Под стать этому — собрание живописи, представляющее не более сотни камерных портретов и пейзажей XVIII — начала XX века, большинство из последних носит этюдный характер. Одно перечисление авторов говорит об уровне отбора: И.Грабарь, А.Рылов, В.Переплетчиков, К.Коровин, Н.Дубовской… Здесь собирателя привлекали, по-видимому, игра красок, живой мазок, где чувствуется рукотворное творчество, либо этюд был интересен как подготовка материала к картине, хорошо знакомой и известной. Лучшими произведениями в коллекции живописи бесспорно можно назвать пейзаж из «степного» цикла П.Кузнецова «Дождь в степи» и «Натюрморт с атрибутами искусств» (1922) З.Серебряковой.

Коллекция живописи первой половины XIX века не блистает знаменитыми именами, но удивляет «раритетами»: произведения И.Рамбауэра, В.Раева, Я.Суходольского найдешь не во многих музеях.
ну и ссылка на статью
http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/6119.php
:drinks:
 
Опять таки совершенно случайно, в принципе как и все в этой жизни, узнал о Генрихе Брокаре.

Русский коллекционер Генрих Брокар
http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/9402.php

Генрих Брокар перебрался в Россию, когда ему исполнилось двадцать шесть лет. Сделал он это по совету отца Атанаса Брокара.

С 1872 года Брокар собирал картины, художественные изделия из бронзы, фарфор и керамику, ежегодно выставляя свои коллекции и тратя все доходы от этих выставок на благотворительность. Умер в декабре 1900 года в Каннах, куда уехал по настоянию врачей на лечение. Похоронен в фамильном склепе в городе Провен под Парижем.


К середине XIX века разбогатевшие русские купцы начали скупать барские особняки. Обосновываясь в дворянских апартаментах, они не отказывалось от обычаев и привычек некогда привилегированного сословия, и в результате «новый собиратель» — купечество и разночинная интеллигенция — постепенно пришли на смену аристократу-коллекционеру. Собирательство особенно пришлось по вкусу московскому купечеству, которое вскоре захватило лидерство в этой области. Разорение помещиков и оскудение усадеб способствовали тому, что после реформ 60-х годов в стране образовался обширный антикварный рынок. Торговцы чаем и сахаром Боткины, торговцы текстилем Щукины, кожевенники Бахрушины, текстильные магнаты Морозовы и Третьяковы — вот, кто вскоре определит лицо отечественного коллекционера.26 С дворянским собирательством было покончено. Итог ему подвела организованная в 1851 году герцогом Максимилианом Лейхтенбергским в залах Академии художеств в Санкт-Петербурге первая в истории России выставка предметов искусства из частных коллекций.
Учредив в Москве собственный торговый дом, начал собирать и Генрих Афанасьевич Брокар. Первым его консультантом оказался знаток старины Маттиас (скорее всего бельгиец, с которым Брокар, вероятно, познакомился во время частых поездок в Европу). Благодаря г-ну Маттиасу было осуществлено первое и, как впоследствии выяснилось, наиболее удачное приобретение: в 1872 году Брокару удалось «по случаю» купить небольшое собрание картин фламандской школы, в составе которого оказался ряд безусловных шедевров.28 Вместе с картинами было приобретено также несколько весьма ценных предметов мебели и бронзы. Именно эти произведения и стали основой будущей коллекции — одной из самых многочисленных из когда-либо собранных частным лицом в России.

Сложно сказать, сколько вещей Брокар покупал ежегодно. Скорее всего, их количество могло исчисляться сотнями. Чем богаче становился парфюмер, тем больше мог он себе позволить: Генрих Афанасьевич приобретал не только отдельные дорогие предметы, но и целые коллекции. Однако даже традиционно упоминающиеся фамилии владельцев трех московских собраний, положивших основу брокаровской коллекции — Соколова, Шаблыкина и князя Долгорукова (у последнего, заметим, была куплена значительная часть его коллекции) — мало что могут прояснить.30 Не известно и где делалась большая часть покупок — в Москве, на легендарном Сухаревом рынке, предлагавшем гравюры, книги, а нередко и картины, в «Апраксином дворе» в Санкт-Петербурге, тогдашнем центре русской антикварной торговли, или же за границей, в Париже и Берлине.
«Путешествуя по разным странам, он являлся неизменным посетителем и усердным покупателем на всех аукционах, где продавались старинные картины, миниатюры, бронза, самоцветные камни и т. д. Его знали решительно все антиквары и коллекционеры как большого знатока и любителя редкостей и произведений живописи». Приведенная характеристика, даже при всей своей комплиментарности, достаточно точно описывает манеру собирательства Брокара, — манеру типичную для внезапно разбогатевшего капиталиста и, на удивление, во многом созвучную нашему времени.


Современники-коллекционеры считали, что его коллекция имеет поверхностный характер - у него не было особого подхода к формированию коллекции, он собирал всё, что ему просто нравилось. Но рынок в те годы был так богат, что в его собрание, так или иначе, попадали и первоклассные произведения. Даже за несколько выставленных шедевров на относительно небольшой выставке в Музее изобразительных искусств можно простить Брокару его поверхностный подход. Всё-таки всегда у него на первом месте было его бизнес, а не коллекционирование.
 
запомнились такие фразы о нем

Брокар был нехарактерной фигурой для своего времени - не русский и не француз, не ученый и не дилетант.


Своеобразие брокаровской коллекции во многом кроется в некоторой ее поверхностности (такой вывод приходится сделать после изучения ее каталогов). Генрих Брокар не стремился выстраивать четкую историческую линию, не пытался воссоздавать интерьеры определенной эпохи (как это, к примеру, делал М.П. Боткин, часто заказывавший копии, чтобы заполнить недостающие разделы собственного собрания прикладного искусства). Он был подвержен моде, как и многие. Наступление эпохи ретростилей, инспирированное романами Вальтера Скотта, подогревшее сначала интерес к средневековью, а затем к искусству Возрождения, привело к тому, что коллекции декоративно-прикладного искусства сделались составной частью многих картинных галерей. Собирая — страстно и беспорядочно — фарфор и майолику, мебель и бронзу, оружие и ткани Брокар следует общей для своего времени склонности к эклектике.
 
Заметил-интересная тема.Имя Ашик мне известно как фалеристу,он коллекционировал жетоны Царской России.Они теперь в музее в Ярославле.
Лично я был знаком с многими фалеристами,напр.МкНамара из Чикаго.Не видел коллекции сильнее.
Наверно ,Николай поможет-Коллекция Каи Мейера из Дании.Насчитывала 10 000 экземпляров,коллекционировать стал в 1930.Коллеция была помещена в местности 6х15метров.Коллекция была размещена старательно.
 

Вложения

  • 1234644627_1.JPG
    1234644627_1.JPG
    2 MB · Просмотры: 980
  • 1._elisabeth.JPG
    1._elisabeth.JPG
    33.7 KB · Просмотры: 993
  • 2._stephan.JPG
    2._stephan.JPG
    36.2 KB · Просмотры: 995
  • 3._rbl.JPG
    3._rbl.JPG
    32.1 KB · Просмотры: 950
  • 5_.danebrog.JPG
    5_.danebrog.JPG
    50.8 KB · Просмотры: 980
Строганов Павел Сергеевич (1823-1911) - граф, действительный тайный советник, обер-шенк Двора его императорского величества, член Государственного Совета Российской империи


наш брат- коллекционер


С 1847 по 1862 года находясь за границей, граф Строганов увлекся коллекционированием картин, продолжив родовую традицию коллекционирования. При покупке он обязательно советовался с К. Э. фон Липгардтом. Получив в наследство от деда дом в Петербурге, недалеко от Летнего сада, на Сергиевской улице, 11 (ныне улица Чайковского), он решил его перестроить, для чего в 1857 году пригласил придворного архитектора И. Монигетти. Свой новый дворец Строганов превратил в музей, где разместил своё собрание живописи, — в частности, произведения ранней итальянской живописи, ещё неизвестной в России, а также китайскую коллекцию. В 1861 году в залах Академии художеств Строганов представил картины Тициана Вечели «Плачущая Богородица», Жана-Батиста Сальви «Богородица с мланецем», Питера Пауля Рубенса «Портрет францисканского монаха», Хоббема Мейендарта «Лесная чаща», Андриана ван де Вельде «Берег города Скивенинген», Иосифа Риберы «Мужской портрет», Жана Антуана Ватто «Разговор в саду». Наиболее значительные полотна, в частности произведения Ф. Липпи, Дж. Ф. Майнери он завещал после своей смерти Императорскому Эрмитажу. Описание дома для журнала «Пчела» было составлено писателем Д. В. Григоровичем, который пользовался поддержкой графа и, вероятно, по его протекции получил пост секретаря Общества поощрения художеств.
 

Вложения

  • stroganov.jpg
    stroganov.jpg
    272.7 KB · Просмотры: 583
Сам граф учредил в Обществе премию своего имени за лучшее изображение национального пейзажа и картины русского быта, а также передал для музея Общества множество произведений искусства из своей коллекции. Покровительствовал также художнику Ф. А. Васильеву, который, наряду с И. И. Шишкиным, был лауреатом его премии.



вот так жили графья


p.s. это я все о Строганове. увлекся малость интерьерами
 

Вложения

  • Mayblum_J._-_Palace_of_Count_P.S.Stroganov_-_Library,_1865.jpg
    Mayblum_J._-_Palace_of_Count_P.S.Stroganov_-_Library,_1865.jpg
    246.7 KB · Просмотры: 593
  • sroga.jpg
    sroga.jpg
    623.7 KB · Просмотры: 552
Сам граф учредил в Обществе премию своего имени за лучшее изображение национального пейзажа и картины русского быта, а также передал для музея Общества множество произведений искусства из своей коллекции. Покровительствовал также художнику Ф. А. Васильеву, который, наряду с И. И. Шишкиным, был лауреатом его премии.



вот так жили графья


p.s. это я все о Строганове. увлекся малость интерьерами


сейчас в эту красоту трудно и поверить. осталась практически пролетарская, сугубо аскетичная обстановка.
 

Вложения

  • stro1.jpg
    stro1.jpg
    172.4 KB · Просмотры: 541

Вложения

  • stro.jpg
    stro.jpg
    196.6 KB · Просмотры: 509
сейчас в эту красоту трудно и поверить. осталась практически пролетарская, сугубо аскетичная обстановка.

Позаменяли "маслуху" гравюрками, пролетарии ! Да уж, всё для народа, мля ! Хорошо, хоть что после развала СССР появились частные галереи, где можно предметы не только с репродукций Родной речи посмотреть.:dry:
 
А бюст Ильича прикрывает дружбу РФ :wink3:
 
Последнее редактирование модератором:
Как посмотреть, Андрюш, как посмотреть ...
У большинства коллекционеров советов десятки ТКЗ и Почётов и ни одной звезды :biggrin:
 
Интересно - пальчиком Валид в Премию тычет ? Ну не ВДНХ же там ?! :)
 
Сверху