Земной рай -Маастрихт

Песочные часы.. Полный ванитас

Посмотреть вложение 350962
Пытался разобраться чья могила.. В принципе это не сложно. Сложнее сделать это так, чтобы было интересно..

Это могила Германа Фредерика ван ден Берга и его супруги.

Герман Фредерик ван ден Берг и Йозина Вальбургис ван Лёвенштейн - Вертхайм - Рошфор принадлежали к знатным древним родам.

Бабушкой Германа Фредерика была Мария ван Нассау (1539 - 1599), сестра Вильгельма Молчаливого.

Его отцом был Генрих Граф фон дем Берг (нидерл. Hendrik van den Bergh) (* 1573 г., Бремен; † 22 мая 1638 г., Зутфен), маркграф Берген-оп-Зома и лорд Стивенсвеерда, был испанским генералом из знатного рода Лек.
После отъезда Спинолы в Испанию в 1628 г. этот Хендрик ван ден Берг стал главнокомандующим испанскими войсками в Нидерландах, получив, таким образом, высший военный чин на испанской службе. В этом качестве Хендрик противостоял своему двоюродному брату штадлгеру Фредерику Хендрику во время осады Хертогенбоса.

Герман Фредерик также стал военным. В 1629 г. он поступил на службу к испанскому королю в качестве старшего полковника в Роермонде. Не исключено, что в это время Герман Фредерик познакомился с Жозиной. В 1641 г., как и его отец, он сменил службу и перешел на сторону Республики. Точная дата рождения Германа Фредерика неизвестна. Его биография начинается с рассказа о том, что он и его сестра Анна Мария (? - 1652) были незаконнорожденными детьми графа Хендрика ван ден Берга, "галантуомо", и неизвестной матери, "некой свободной и незамужней девицы".
Хендрик ван ден Берг не хотел раскрывать свою личность, что породило всевозможные домыслы и инсинуации. Как и рождение, брак Германа Фредерика также был окутан тайной. 16 декабря 1632 г. он женился на Жозине без особых церемоний, только в присутствии священника и нескольких свидетелей. Она родилась в Рошфоре в Арденнах в 1615 г. и в юном возрасте поступила в Штифт Торн в качестве канонички (stiftsjuffer), как и ее сестра Доротея Катарина (1618-1655), которая была на три года младше. Их тетя Анна ван дер Марк была там настоятельницей. Чтобы поддержать стареющую Анну ван дер Марк, в 1629 г. освободилась должность коадъюнкта, а затем, вопреки желанию папского нунция, считавшего ее слишком молодой, в марте 1631 г. Йозина была избрана настоятельницей. Жозина стала настоятельницей в возрасте 15 лет, "хотя у нее не было греха, который мог бы привести к этому".
После замужества она вернулась в Торн. Когда летом следующего года отец узнал о ее замужестве, он увез Жозину из Торна и запер ее в монастыре в Рошфоре. Там ее охраняли специально нанятые люди. Через четыре года ей удалось вернуть себе свободу, ухитрившись поступить на службу к Герману Фредерику. Позднее он заявил, что "ее глаза с помощью бехендихейта были вычеркнуты из жизни, а сам он был выведен на улицу Ремонстранта". Герман Фредерик тем временем находился в Англии, Неаполе и Милане.
Граф Герман Фредерик получил от своего отца в 1618 г. сеньорию Стивенсверт. Позже к его владениям были добавлены Охе и Лаак, так что он стал владельцем всего острова на реке Мёз. Супруги оставались бездетными и жили либо в своем маленьком замке в Берликуме, либо в замке Вальбург в Охе и Лаак, также построенный Германом Фредериком для Йозины в 1632 году и в последующие годы. Супруги также регулярно останавливались в Маастрихте и Аахене.К сожалению, не известно ни одной картины с изображением Германа Фредерика и Йозины, хотя некоторые ведущие художники увековечивали членов семьи, например Антонис ван Дейк, написавший портрет отца Германа. Однако Герман Фредерик изображен на ряде монет Стивенсверта.

В 1663 г. Герман Фредерик составил завещание, в котором указал, что желает быть похороненным в том месте, где он умрет, под гробницей стоимостью от 4 до 5 тыс. гульденов. В 1668 г. он был отправлен в отставку с сохранением пенсии. В январе следующего года он заключил договор со скульптором Бушье на изготовление гробницы, но уже через три месяца, 29 марта 1669 г., Герман Фредерик скончался. Встретил еще целое расследование, почему супруги выполненными лежащими, так как известно, что Герман Фредерик заказывал надгробие, где супруги стоят на коленях..


После закрытия Доминиканской церкви в 1805 г. погребальный памятник Германа Фредерика перенесли в церковь Святого Серватия в Маастрихте. Первоначально он был изготовлен для часовни Богоматери Святого Розария, расположенной слева от главного алтаря Доминиканской церкви. На гробнице начертан следующий латинский текст:

MAUSOLÆM
PRÆNOBILIS Domini Hermani
Frederici Comitis de Berch,
S’Heerberg in Cliviâ &. Qui obiit
die 29 Martii Anno 1669,
et Prænobilis Dominæ Judocæ Walburgis
Comitissæ de Leeuwenstein,
Rochefort &. – prædicti viduæ, quæ obiit
Die 25 Xbris Anno 1683.
Quisquis ades, qui morte cades, sta,
respice sortem
te, nosti certo, talia fata manent:
Rex, Princeps, Judex, Dominus,
Servus, miser, æger
Sis quicumque velis, pulvis et
umbra sumus.


В общем не крестьянские дети были...
 
Встретил еще целое расследование, почему супруги выполненными лежащими, так как известно, что Герман Фредерик заказывал надгробие, где супруги стоят на коленях..
В соборе Святого Серватия в Маастрихте находится гробница графа Германа Фредерика ван ден Берга (1600 - 1669 гг.) и его жены Йозины Вальбургис, графини Лёвенштейн-Вертхайм-Рошфор (1615 - 1683 гг.). Мраморный мавзолей был перенесен из доминиканской церкви в собор Святого Серватия в 1805 г., когда церковь была изъята из богослужения во время Французской революции.

Возведение собственной гробницы само по себе не является чем-то исключительным и обязательным для знатного человека. Исключительным является то, что, согласно договору со скульптором, Герман Фредерик был изображен не коленопреклоненным, а лежащим. Его пожелание не было выполнено.

Необычна и манера изображения супругов - вдова возвышается за спиной спящего, но уже умершего мужа. Насколько нам известно, кроме Йозины, только две другие женщины были изображены таким образом на надгробии: Мария ван Рейгерсберг в Катвейке и Анна ван Эвсум в Мидволде. Эти три надгробных памятника были изготовлены вскоре друг за другом во второй половине XVII века. Памятники Марии ван Рейгерсберг и Анны ван Эвсум были выполнены Ромбаутом Верхулстом, а рассматриваемый здесь надгробный памятник, скорее всего, был изготовлен маастрихтским художником.

Анна ван Эвсум в Мидволде.

2014-0.jpg


Мария ван Рейгерсберг в Катвейке

2014-1.jpg




Герман Фредерик, как и муж Марии ван Рейгерсберг, изображен в виде солдата (гробница Катвейк). Он одет в доспехи, в руке у него капитанский посох, но шлем отсутствует. Изображение Йозины во вдовьем покрывале, опирающейся рукой на крылатые песочные часы (8), похоже, является прямым, зеркальным, подражанием тому, как Анна ван Эвсум изображена в Мидволде. В качестве дополнительного атрибута Йозина, единственная из трех женщин, по-прежнему держит в левой руке платок.


Кто решил внести эти изменения в первоначальный вариант? Ответ может быть связан с тем, что заказчик Герман Фредерик умер уже через три месяца после составления договора, 29 марта 1669 года. Маловероятно, что кто-то, кроме жены или детей, мог принять столь радикальное решение против воли покойного.
Супруги были бездетны, так что в данном случае уполномоченной могла быть практически только вдова. В отношении памятников в Катвейке и Мидволде уполномоченными также были вдовы.
 
Возникает вопрос: видела ли Йозина своими глазами какой-либо из этих двух памятников?

Между ней и Катвейком существует семейная связь.Ее тетя Анна ван дер Марк, которая была ее предшественницей в Торне, состояла в родстве с домом Вассенаер, к которому принадлежала Мария ван Рейгерсберг, как хозяйка Катвейка.
Из договора между Анной ван Эвсум и Ромбаутом Верхульстом следует, что он изготовил этот памятник в Гааге. Учитывая важность Гааги как административного города - с 1641 г. Герман Фредерик находился на государственной службе - и прямое подражание таким важным деталям, как вдовья вуаль и песочные часы, вполне возможно, что Йозина видела памятник Анны ван Эвсум в Гааге.

Вторая возможность заключается в том, что Йозина была знакома с некоторыми гравюрами и эстампами.

Альбрехт Дюрер (1471-1528 гг.) создал две знаменитые гравюры под названием "Меланхолика", на которых изображена фигура, опирающаяся головой на руку. Другой актуальный образ - святой Иероним, который также часто изображается в этой позе и отсылает к выполнению этюдов или к меланхолии.
Помимо льва, его постоянного атрибута, Иероним часто изображается с песочными часами и/или черепом - знаками быстротечности земного.


Возможно также, что скульптор Бушье знал иконогафию и обратил на нее внимание.Йоаннес Бушье из контракта с Германом Фредериком - это тот же самый человек, который получил оплату как "Boumr. Steenhouwer Jan de Bossier" за работу над ратушей Маастрихта, которая была построена и обставлена в то же самое время.Как известно, архитектором ратуши Маастрихта является Питер Пост, к которому до начала работ над ратушей обратилась Мария ван Рейгерсберг из Катвейка с просьбой спроектировать для нее загородный дом в Катвейке, который, кстати, не был выполнен.Она же является заказчиком надгробного памятника Ромбауту Верхульсту в Катвейке, который был изготовлен некоторое время спустя.Питер Пост и Ромбаут Верхулст к тому времени также были знакомы друг с другом, например, по работе в Гааге, где оба работали над Huis Ten Bosch для Амалии ван Сольмс, вдовы стадхолдера Фредерика Хендрика.Для Бушье этот заказ графа Ван ден Берга был, вероятно, самым важным на тот момент.

В общем глубокая искусствоведческая работа... Есть где пораскинуть мозгами..

фигура, опирающаяся головой на руку

melancol.jpgAlbrecht_Dürer_035.jpgdana.jpg



Иероним часто изображается с песочными часами


dana1.jpgdana2.jpgdana3.jpg
 
Вот этим мне и нравится средневековье, что если уйти в него, то можно и не вернуться..


61Uthe4.jpg



Картина над исповедальней.

20231008_112021.jpg

Детали, лица..

20231008_112021-1.jpg
 
И вот я таки дошел до такого, скажем развития, что могу рассматривать эти детали часами..

20231008_112132-1.jpg
 
осталось теперь, выставляя фотографии, научиться детально описывать эти детали.

Возможно описывать и историю предметов, состоящих из этих деталей.

Как вы заметили, у каждого предмета искусства, экспоната музея, да и вообще у любого старого предмета, заинтересовшего ваш глаз, есть своя история, иногда более менее известная, иногда

неизвестная, но сопоставив кое какие факты, можно склеить не только вазу, но и историю о ней...

20231008_112140.jpg
 
Сверху