Железнодорожные Жетоны.

Номер 7. Жетон Общества Мальцовской железной дороги

Санкт-Петербург, частная мастерская. 1908–1917 гг.
Размер 33 х 27,5 мм. Вес 15,3 г. Золото, эмаль

Мальцовская железная дорога – одноколейная частная (в 1885–1889 гг. – казенная) железная дорога – основная транспортная сеть, обслуживающая «Мальцовский заводской округ» на стыке Орловской, Смоленской и Калужской губерний. Основные линии были построены в 1877–1881 гг. по инициативе С. И. Мальцова. Всё необходимое оборудование выпускалось на заводах Мальцова, а обслуживающий персонал набирался из местных крестьян. Соединяла станции Радица и Бытоши. Кроме основной линии строились многочисленные, часто временные, ветки для перевозки леса. К 1912 г. протяженность железнодорожных путей достигла 289 км.

Номер 8. Жетон Общества Кольчугинской железной дороги

Российская империя, частная мастерская. 1915–1917 гг.
Размер 33,5 х 17,5 мм. Вес 20,4 г. Серебро, золото, эмаль


Кольчугинская железная дорога – железнодорожный путь от станции Юрга до Кузнецка-Сибирского. Для обеспечения доставки сырья с Кольчугинских каменноугольных копей на средства Общества Кольчугинской железной дороги, в которое входили промышленники – владельцы угледобывающих предприятий в 1913 г. было начато строительство железной дороги. Окончание строительства дороги в 1925 г. совпало с ее присоединением к Западно-Сибирской железной дороге.
 

Вложения

  • жетон 15.jpg
    жетон 15.jpg
    137.1 KB · Просмотры: 682
  • жетон 16.jpg
    жетон 16.jpg
    155 KB · Просмотры: 698
  • жетон 17.jpg
    жетон 17.jpg
    191.9 KB · Просмотры: 680
  • жетон 18.jpg
    жетон 18.jpg
    168.9 KB · Просмотры: 726
Жетон 9. Жетон Общества Ачинск-Минусинской железной дороги

Российская империя, частная мастерская. 1917 г.
Размер 34,2 х 23,8 мм. Вес 10,8 г. Золото, серебро, эмаль


Ачинск-Минусинская железная дорога была построена в 1911 г. и стала частью Великого Сибирского пути – сети железных дорог, соединявших Европейскую часть России с Уралом и Сибирью. В 1918 г. вместе с Кольчугинской и Кулундинской железными дорогами вошла в состав Томской железной дороги.

Жетон 10. Жетон Общества Кулундинской железной дороги

Санкт-Петербург, частная мастерская. 1914–1917 гг.
Размер 36,5 х 33,1 мм. Вес 11,2 г. Золото, серебро, эмаль


Кулундинская железная дорога была построена в 1917 г. В 1918 г. вместе с Кольчугинской и Ачинск-Минусинской железными дорогами вошла в состав Томской железной дороги.
 

Вложения

  • жетон 20.jpg
    жетон 20.jpg
    141.3 KB · Просмотры: 673
  • жетон 19.jpg
    жетон 19.jpg
    130.4 KB · Просмотры: 717
  • жетон 21.jpg
    жетон 21.jpg
    114.7 KB · Просмотры: 718
  • жетон 22.jpg
    жетон 22.jpg
    111 KB · Просмотры: 709
ну и под конец впрос на засыпку уважаемым участникам форума: как один человек мог получить столько жетонов разных ж/д??????????
 
Время было предрасполагающее-экономический подъем России. Расширяется число банков, усиливается деятельность бирж, возникают акционерные общества, могучие тресты. Газеты писали: «Адвокаты, врачи, педагоги, инженеры становятся недовольными своими профессиями. Кажется позорным трудиться, чтобы зарабатывать копейки, когда открылась полная возможность зарабатывать десятки тысяч рублей посредством, например, приобретения двухсот акций Никополь Мариупольского металлургического акционерного общества. Офицеры гвардии, не умеющие отличить акции от облигаций, стали с увлечением обсуждать неминуемое повышение цен на сталь».
Вот и у меня завалялся жетон одного из крупнейшего акционера дореволюционной России
Алексей Иванович Путилов- председатель правления Русско-азиатского банка, ставшего крупнейшим в России.Главными направлениями деятельности банка стали финансирование тяжелой промышленности и строительство железных дорог. Путилов стал миллионером, одним из ведущих финансистов и промышленников в стране.Уже к 1914 году Алексей Иванович — председатель, вице-председатель или учредитель 18 акционерных обществ. К 1917 году обществ будет уже около 50:
Общества Путиловских заводов,Общества электрических аккумуляторов «Рекс», Русского общества «Сименс-Шуккерт», Петербургского нефтепромышленного общества, Петербургского общества электропередач силы водопадов,Товарищества Петербургского вагоностроительного завода...
* Армавир-Туапсинской железной дороги
* Китайско-Восточной железной дороги
* Общества Московско-Казанской железной дороги
*Троицкой железной дороги...
Бесплатный проезд для таких людей большой роли не играл:biggrin:
 

Вложения

  • putilov.JPG
    putilov.JPG
    213.9 KB · Просмотры: 701
Оренбуржская ЖД

Как ни странно, такие скромненькие встречаются реже навороченных.
 

Вложения

  • оренб-ЖД.jpg
    оренб-ЖД.jpg
    183.5 KB · Просмотры: 682
Последнее редактирование модератором:
СПб курсы ЖД

У этого сняли государственный герб и кольцо.
 

Вложения

  • СПб-курсы-ЖД-.jpg
    СПб-курсы-ЖД-.jpg
    242.5 KB · Просмотры: 655
жетоны - элита фалеристики !!!

боюсь даже подступаться - дорогое удовольствие !
 

Вложения

  • Влад-рост ЖД а.jpg
    Влад-рост ЖД а.jpg
    124.4 KB · Просмотры: 716
  • Влад-рост ЖД р.jpg
    Влад-рост ЖД р.jpg
    130.8 KB · Просмотры: 712
Весной 2011 года вышло в свет эксклюзивное подарочное издание под названием «Железнодорожные жетоны из коллекции фирмы Знакъ».

Более десяти лет основатели Аукционного дома «Знакъ» создавали уникальную коллекцию антикварных железнодорожных жетонов. Благодаря неугасающему интересу и кропотливой работе владельцев компании была создано беспрецедентное по объему и качеству собрание, не имеющее аналогов в мире.

В книге собраны обширные сведения об уникальных исторических раритетах – железнодорожных жетонах Российской империи. Каталог содержит информацию о более чем сотне железнодорожных жетонов и состоит из шести крупных разделов, позволяющих обозначить тематическую принадлежность предметов. В книге представлены собственно жетоны железных дорог России, жетоны городских железных дорог (трамваев), паровозостроительных заводов, железнодорожных войск, учебных заведений и ведомств.

Памятные жетоны представляют собой очень редкие и дорогие изделия ручной работы - золотые, серебряные, искусно украшенные эмалью и финифтью, изготовленные в мастерских Фаберже, Хлебникова, Болина и других известных ювелиров. Они вручались высокопоставленным должностным лицам, членам правления железных дорог, а также были наградой за многолетнюю безупречную службу. Такие жетоны давали обладателю право бесплатного проезда по определённой железной дороге. Жетоны имеют важную смысловую и эстетическую ценность, являясь одновременно культурным наследием, предметом антикварного искусства и важным историческим документом. Данные предметы помогают вспомнить о важных событиях, связанных с железнодорожной транспортной системой дореволюционной России, а имена награждённых позволяют проследить их биографии, перемещения по службе, деловые связи.

• Например, в коллекции имеется интересный жетон Варшаво-Бромбергской ветки Варшаво-Венской железной дороги, выданный графу П.А Шувалову. Он выполнен из золота и серебра и уникален тем, что известен в единственном экземпляре.

Павел Андреевич Шувалов (1830(1908) – граф, русский государственный и военный деятель, дипломат. Был награжден орденами св. Анны III ст. с мечами (1854), св. Владимира IV ст. (1861), св. Станислава II ст. (1856), св. Владимира III ст. (1866), св. Станислава I ст. (1868), св. Анны I ст. с мечами (1870), св. Владимира II ст. (1872) и Белого Орла (1875), св. Георгия IV ст. (1877), св. Георгия III ст. (1878), св. Александра Невского (1882 г., алмазные знаки к этому ордену пожалованы в 1885 г.), св. Владимира I ст. (1891), св. Андрея Первозванного при высочайшем рескрипте (1896), был награжден золотой шпагой с алмазами и надписью «Филиппополь 3, 4 и 5 января 1878 г.» (1878), получил прусский орден «Pour le Merite» (1879) и ряд других иностранных наград. Проект строительства Варшаво-Бромбергской железнодорожной ветки возник в середине 1840-х гг. по инициативе деловых кругов Гданьска, которые надеялись, что новая линия позволит им значительно увеличить товарооборот между Пруссией и Россией и эффективно конкурировать с Гамбургом. Однако само сооружение дороги началось в 1857 г. и было завершено только в 1867 г., работы велись одновременно немецкой и русской сторонами. Ветка пролегала по территории Варшавской и Полоцкой губерний, соединяя центральную часть польских земель с Пруссией. Общая протяженность путей составляла более 170 км. В 1890 г. вошла в состав Варшаво-Венской железной дороги. С 1912 г. ветка находилась в ведении МПС России (управление в Варшаве), а в 1918 г. отошла Польше.

• Также стоит упомянуть от жетоне Общества Елецко-Грязской железной дороги, выданном в 1868 году З. С. Поляковой. Жетон выполнен из золота, покрыт эмалью и имеет одну интересную отличительную особенность - его центральная часть (медальон) подвижная.

Полякова З. С. — близкая родственница железнодорожного магната С. С. Полякова (1836–1888). Поляков С. С. построил более 20 тыс. км железных дорог в России, являлся владельцем Грушевско-Аксайской, Курско-Харьковско-Азовской, Козлово-Воронежско-Ростовской, Царскосельской, Оренбургской, Фастовской и других железных дорог. В 1870 г. пожалован, за свои заслуги в развитии железнодорожного транспорта и промышленности, званием коммерции советника, с 1884 г. — действительный статский советник. На родственников Поляковой З. С. также есть жетоны в коллекции. Елецко-Грязская частная железная дорога была построена в 1867 г. акционерным обществом. Активное участие в сооружении этого участка принимал известный железнодорожный магнат Самуил Поляков. Ветка проходила по территории Тамбовской губернии. Общая протяженность путей составляла 110 км. Самый старый участок, вошедший в состав Юго-Восточной железной дороги.

В книге приводятся изображения и описания 117 экземпляров из собственной коллекции Аукционного дома «Знакъ». Каталог дополнен картами и архивными фотографиями, а также приложением, систематизирующим коллекцию и позволяющим легче воспринимать информацию. Специально для коллекционеров все предметы разбиты по категории их редкости и уровню ювелирной работы.

Дополнительно в каталоге представлено множество документов, относящихся к рассматриваемому периоду: биографии владельцев памятных знаков, общая информация о существовавших железных дорогах, хронология строительства железнодорожных веток, создания машиностроительных заводов, ценные сведения о роли железных дорог в военное время, информация о существовавших железнодорожных институтах и ведомствах железнодорожного транспорта.

Авторы искренне надеются, что каталог будет интересен как знатокам-фалеристам, так и людям, интересующимся историей России.

Книга выйдет ограниченным тиражом. В связи с тем, что за время подготовки книги количество экземпляров в коллекции заметно увеличилось, уже планируется второе, дополненное издание.
 

Вложения

  • Cover-GG.jpg
    Cover-GG.jpg
    576.8 KB · Просмотры: 750
Сверху