Весной 2011 года вышло в свет эксклюзивное подарочное издание под названием «Железнодорожные жетоны из коллекции фирмы Знакъ».
Более десяти лет основатели Аукционного дома «Знакъ» создавали уникальную коллекцию антикварных железнодорожных жетонов. Благодаря неугасающему интересу и кропотливой работе владельцев компании была создано беспрецедентное по объему и качеству собрание, не имеющее аналогов в мире.
В книге собраны обширные сведения об уникальных исторических раритетах – железнодорожных жетонах Российской империи. Каталог содержит информацию о более чем сотне железнодорожных жетонов и состоит из шести крупных разделов, позволяющих обозначить тематическую принадлежность предметов. В книге представлены собственно жетоны железных дорог России, жетоны городских железных дорог (трамваев), паровозостроительных заводов, железнодорожных войск, учебных заведений и ведомств.
Памятные жетоны представляют собой очень редкие и дорогие изделия ручной работы - золотые, серебряные, искусно украшенные эмалью и финифтью, изготовленные в мастерских Фаберже, Хлебникова, Болина и других известных ювелиров. Они вручались высокопоставленным должностным лицам, членам правления железных дорог, а также были наградой за многолетнюю безупречную службу. Такие жетоны давали обладателю право бесплатного проезда по определённой железной дороге. Жетоны имеют важную смысловую и эстетическую ценность, являясь одновременно культурным наследием, предметом антикварного искусства и важным историческим документом. Данные предметы помогают вспомнить о важных событиях, связанных с железнодорожной транспортной системой дореволюционной России, а имена награждённых позволяют проследить их биографии, перемещения по службе, деловые связи.
• Например, в коллекции имеется интересный жетон Варшаво-Бромбергской ветки Варшаво-Венской железной дороги, выданный графу П.А Шувалову. Он выполнен из золота и серебра и уникален тем, что известен в единственном экземпляре.
Павел Андреевич Шувалов (1830(1908) – граф, русский государственный и военный деятель, дипломат. Был награжден орденами св. Анны III ст. с мечами (1854), св. Владимира IV ст. (1861), св. Станислава II ст. (1856), св. Владимира III ст. (1866), св. Станислава I ст. (1868), св. Анны I ст. с мечами (1870), св. Владимира II ст. (1872) и Белого Орла (1875), св. Георгия IV ст. (1877), св. Георгия III ст. (1878), св. Александра Невского (1882 г., алмазные знаки к этому ордену пожалованы в 1885 г.), св. Владимира I ст. (1891), св. Андрея Первозванного при высочайшем рескрипте (1896), был награжден золотой шпагой с алмазами и надписью «Филиппополь 3, 4 и 5 января 1878 г.» (1878), получил прусский орден «Pour le Merite» (1879) и ряд других иностранных наград. Проект строительства Варшаво-Бромбергской железнодорожной ветки возник в середине 1840-х гг. по инициативе деловых кругов Гданьска, которые надеялись, что новая линия позволит им значительно увеличить товарооборот между Пруссией и Россией и эффективно конкурировать с Гамбургом. Однако само сооружение дороги началось в 1857 г. и было завершено только в 1867 г., работы велись одновременно немецкой и русской сторонами. Ветка пролегала по территории Варшавской и Полоцкой губерний, соединяя центральную часть польских земель с Пруссией. Общая протяженность путей составляла более 170 км. В 1890 г. вошла в состав Варшаво-Венской железной дороги. С 1912 г. ветка находилась в ведении МПС России (управление в Варшаве), а в 1918 г. отошла Польше.
• Также стоит упомянуть от жетоне Общества Елецко-Грязской железной дороги, выданном в 1868 году З. С. Поляковой. Жетон выполнен из золота, покрыт эмалью и имеет одну интересную отличительную особенность - его центральная часть (медальон) подвижная.
Полякова З. С. — близкая родственница железнодорожного магната С. С. Полякова (1836–1888). Поляков С. С. построил более 20 тыс. км железных дорог в России, являлся владельцем Грушевско-Аксайской, Курско-Харьковско-Азовской, Козлово-Воронежско-Ростовской, Царскосельской, Оренбургской, Фастовской и других железных дорог. В 1870 г. пожалован, за свои заслуги в развитии железнодорожного транспорта и промышленности, званием коммерции советника, с 1884 г. — действительный статский советник. На родственников Поляковой З. С. также есть жетоны в коллекции. Елецко-Грязская частная железная дорога была построена в 1867 г. акционерным обществом. Активное участие в сооружении этого участка принимал известный железнодорожный магнат Самуил Поляков. Ветка проходила по территории Тамбовской губернии. Общая протяженность путей составляла 110 км. Самый старый участок, вошедший в состав Юго-Восточной железной дороги.
В книге приводятся изображения и описания 117 экземпляров из собственной коллекции Аукционного дома «Знакъ». Каталог дополнен картами и архивными фотографиями, а также приложением, систематизирующим коллекцию и позволяющим легче воспринимать информацию. Специально для коллекционеров все предметы разбиты по категории их редкости и уровню ювелирной работы.
Дополнительно в каталоге представлено множество документов, относящихся к рассматриваемому периоду: биографии владельцев памятных знаков, общая информация о существовавших железных дорогах, хронология строительства железнодорожных веток, создания машиностроительных заводов, ценные сведения о роли железных дорог в военное время, информация о существовавших железнодорожных институтах и ведомствах железнодорожного транспорта.
Авторы искренне надеются, что каталог будет интересен как знатокам-фалеристам, так и людям, интересующимся историей России.
Книга выйдет ограниченным тиражом. В связи с тем, что за время подготовки книги количество экземпляров в коллекции заметно увеличилось, уже планируется второе, дополненное издание.