рассказы о коллекционерах

В тексте автор упоминает вот такие книги о коллекционерах. Может кому пригодится?

Григорьянц Сергей "В преддвериях судьбы" 2018 г.
У Григорьянца нашел даже пару страниц о Перченко.

Перченко был из числа тех, до этого мне неизвестных, мелких торговцев иконами и антиквариатом, которых в 70-80-е годы арестовало КГБ, сажало ненадолго на Лубянку или в какой-то другой следственный изолятор, потом через несколько месяцев без суда выпускало на свободу, получив, конечно, подписку о сотрудничестве. Амальрик описывает в «Воспоминаниях диссидента» подобного своего соседа по камере (потом он стал крупным антикварным дилером), называли среди них (не знаю с какими основаниями) и Гусинского, еще двух-трех известных мне очень состоятельных торговцев. Всем это незавидное прошлое оказалось в начале девяностых годов очень полезным. Но может быть в отношении Перченко я был неправ или не совсем прав. Потом я услышал о еще одной его подобной афере — человек, имеющий интересующую его коллекцию, оказывался в неоплатных долгах и тут предлагалась ему Перченко помощь, но человек оставался без коллекции.
Со мной это не получилось, больше того Перченко даже дал для «Гласности» какие-то мелкие собственные деньги в виде компенсации. Любопытно, что познакомил меня с евреем Перченко и очень высоко его ценил, хвалил его известный лидер и теоретик национализма и антисемитизма Савостьянов, близкий соответственно другой гебэшной компании — Веденкину, Баркашову, которого он выдвигал в президенты России и тому подобным. Сейчас Перченко выставляет очень сомнительные произведения из своей коллекции, но, конечно, предназначенной для продажи наивным миллиардерам, в Мраморном зале музея Изобразительных искусств, а дирекция почти ставит мне его в пример — он не просит у музея страховки за вещи столь успешно размещенные на рекламных для его товара выставках, а я отказываю музею в экспонировании вещей из своей коллекции, если картины не будут застрахованы (в соответствии с законом).
 
Как бы вот этот фильм увидеть?

Документальный фильм «Эскиз к портрету Игоря Сановича» (2008, Грузия). Режиссёр Александр Рехвиашвили. 100 мин
 
У Григорьянца нашел даже пару страниц о Перченко.

Перченко был из числа тех, до этого мне неизвестных, мелких торговцев иконами и антиквариатом, которых в 70-80-е годы арестовало КГБ, сажало ненадолго на Лубянку или в какой-то другой следственный изолятор, потом через несколько месяцев без суда выпускало на свободу, получив, конечно, подписку о сотрудничестве. Амальрик описывает в «Воспоминаниях диссидента» подобного своего соседа по камере (потом он стал крупным антикварным дилером), называли среди них (не знаю с какими основаниями) и Гусинского, еще двух-трех известных мне очень состоятельных торговцев. Всем это незавидное прошлое оказалось в начале девяностых годов очень полезным. Но может быть в отношении Перченко я был неправ или не совсем прав. Потом я услышал о еще одной его подобной афере — человек, имеющий интересующую его коллекцию, оказывался в неоплатных долгах и тут предлагалась ему Перченко помощь, но человек оставался без коллекции.
Со мной это не получилось, больше того Перченко даже дал для «Гласности» какие-то мелкие собственные деньги в виде компенсации. Любопытно, что познакомил меня с евреем Перченко и очень высоко его ценил, хвалил его известный лидер и теоретик национализма и антисемитизма Савостьянов, близкий соответственно другой гебэшной компании — Веденкину, Баркашову, которого он выдвигал в президенты России и тому подобным. Сейчас Перченко выставляет очень сомнительные произведения из своей коллекции, но, конечно, предназначенной для продажи наивным миллиардерам, в Мраморном зале музея Изобразительных искусств, а дирекция почти ставит мне его в пример — он не просит у музея страховки за вещи столь успешно размещенные на рекламных для его товара выставках, а я отказываю музею в экспонировании вещей из своей коллекции, если картины не будут застрахованы (в соответствии с законом).
Уже не хочу читать эту книгу. Потом Перченко свою версию издаст... И понеслось! На фото среди своих коллекций они как-то привлекательней смотрятся.
 

 
Из Григорянца

В музее Рублева, его директор Попов отдал пять икон мне (точнее судебному исполнителю) неохотно, но безропотно, но его заместительница — кандидат философских наук, крупный в прошлом специалист по коммунистическому воспитанию молодежи, а теперь — ревностная христианка стремящаяся с помощью патриархии (отдав туда половину музея) стать его директором, обвинила его в разбазаривании фондов и написала пару статей — естественно в «Советской России» и у Проханова в газете «Сегодня». Меня там тоже косвенно задели, причем вполне клеветнически. Сам я отношусь к этому вполне равнодушно, но тут пожалел дирекцию музея и попросил адвоката (у Костанова) написать заявление в суд об оскорблении чести и достоинства. Сам я пришел только на одно заседание — с меня и этого хватило. Какие-то хоругвеносцы толпой требовали передать все имеющиеся в мире иконы в православные церкви.

Мои напоминания, что у императора Николая II была личная коллекция икон, что патриарх Тихон благословил коллекционеров спасающих русские иконы от уничтожения, что в храме, где постоянно меняется температура и влажность, невозможно создать необходимые условия для хранения и реставрации, что и без того уцелело не более двух процентов древнейших русских икон и если их раздать по храмам, изъяв из музеев и частных коллекций, то погибнут и последние — вероятно, лучшее, что создано русским народом за всю свою тысячелетнюю историю — никак на них не действовали.

Уцелело не более двух процентов... По мне , так это на уровне математической погрешности. А мы из этой погрешности какие то выводы о искусстве Руси делаем...
 
Из Григорянца



Уцелело не более двух процентов... По мне , так это на уровне математической погрешности. А мы из этой погрешности какие то выводы о искусстве Руси делаем...
Интересно, а Григорянц эти два % сам высчитал? Музейщики-то не всегда знают, чего и сколько у них хранится. Может, с введением электонного госкаталога какая-нибудь статистика правдоподобная сформируется.
 
2% - это совсем не мало.
Население РФ составляет 2% от населения Земли, а сколько с ним проблем.
 
Михаил Менделеевич Климов «Записки антикварного дилера»

М.: Среди коллекционеров, 2013 г., 512 стр. Тираж: 1000 экз. ISBN: 978-5-8493-0220-1


Мемуары торговца антикварными книгами XVI-XIX вв.. Бизнесом Климов начал заниматься в середине 1970х, и описывает специфику прошедших сорока лет со всеми их изменениями — как менялось отношение милиции и полиции к книжным продавцам, как вели себя покупатели, как проходили сделки, откуда брались книги в ту или иную эпоху, что происходило с букинистическим рынком вообще и с конкретными продавцами в частности, какова специфика региональных коллекционеров и т.д. и т.п.. Например в краткую андроповскую эпоху цены на весь антиквариат рухнули в десять-двадцать раз, а в начале 1990х книги вообще перестали цениться и почти все книжники (круга общения автора) занялись «вещизмом». В книге нет линейного хронологического повествования, а состоит она из анекдотических ситуаций, забавных и поучительных историй. Всплывают и просто бытовые подробности — например редко где упоминаемое лютое похолодание зимой 1978(?) года, когда москвичи грелись на улицах у стихийных импровизированных костров. Знаком автор был и с главным цензором Советского Союза, со слов которого пересказана история как в «Уральском следопыте» в рисунках к фантастическому рассказу бдительные органы разглядели самолет стелс. Но главное всё-таки — история книг и события вокруг оных, хотя основное увлечение Климова лежит в далеком прошлом и весь двадцатый век он называет «новьем», но все равно интересно.

антик.jpg
 
Михаил Менделеевич Климов «Записки антикварного дилера»

М.: Среди коллекционеров, 2013 г., 512 стр. Тираж: 1000 экз. ISBN: 978-5-8493-0220-1


Мемуары торговца антикварными книгами XVI-XIX вв.. Бизнесом Климов начал заниматься в середине 1970х, и описывает специфику прошедших сорока лет со всеми их изменениями — как менялось отношение милиции и полиции к книжным продавцам, как вели себя покупатели, как проходили сделки, откуда брались книги в ту или иную эпоху, что происходило с букинистическим рынком вообще и с конкретными продавцами в частности, какова специфика региональных коллекционеров и т.д. и т.п.. Например в краткую андроповскую эпоху цены на весь антиквариат рухнули в десять-двадцать раз, а в начале 1990х книги вообще перестали цениться и почти все книжники (круга общения автора) занялись «вещизмом». В книге нет линейного хронологического повествования, а состоит она из анекдотических ситуаций, забавных и поучительных историй. Всплывают и просто бытовые подробности — например редко где упоминаемое лютое похолодание зимой 1978(?) года, когда москвичи грелись на улицах у стихийных импровизированных костров. Знаком автор был и с главным цензором Советского Союза, со слов которого пересказана история как в «Уральском следопыте» в рисунках к фантастическому рассказу бдительные органы разглядели самолет стелс. Но главное всё-таки — история книг и события вокруг оных, хотя основное увлечение Климова лежит в далеком прошлом и весь двадцатый век он называет «новьем», но все равно интересно.

Посмотреть вложение 329176
На "Алибе" от 2к, на "Озоне" около 4к. В сети гуляет пдф из 60 стр. Такие дела.
 
На "Алибе" от 2к, на "Озоне" около 4к. В сети гуляет пдф из 60 стр. Такие дела.
Кажется читал когда то. Надо будет перечитать.

А вот по теме Михаила Климова нашел такую заметку


Спекулянт М. Климов Записки Антикварного дилера​


Дэн Гайдарский

Спекулянт М. Климов Записки Антикварного дилера
Дмитрий Залимановский-Заболотный
Спекулянт М . Климов Записки Антикварного дилера

Спекулянт М . Климов Записки Антикварного дилера .
Если человек 50 лет прокрутился среди деловых в центре Москвы и остался жив и на свободе - то это что-то значит..
Среди профессиональных путан наверное имеются нормальные жёны.
Среди наших бизнесменов-честные купцы.(Я не встречал).
Никаких диллеров в СССР не было.
Были спекулянты.
Торговля (не оптовая )книгами оценивалась УК как мелкая спекуляция(ст. 154 ч.1 )и в крупных размерах (154-2)-до двух лет с конфискацией товара (особенно если товар имел интерес для органов..
Живопись,бронза,мебель-дело сложное для ОБХХС,а вот предметы религиозного культа-это почти всегда рассматривали как большую крамолу и идеологию с контробандой.
Тот кто влезал в безобидную торговлю книгами со времени ,по краям, потихоньку "осваивал" и смежные специальности.
Покупает человек на квартире старые книги.
А там ваза или подсвечник интересный.Или рама красивая с плохой картинкой-иллюстрацией.Рама -то может денег больших стоить,а картинка 3 коп.
Фарфор,революционный,или посуда Кузнецовская?
Советский фарфор подписной.
Это как идёт человек за грибами а собирает все лесные дары и всё что попадётся.
А для этого знания нужны,понятия.
-За сколько это можно купить-продать?
Кому?
Будешь наглеть при покупке -убьют,а лохонёся по крупному-полный крах и потеря авторитета среди продавателей и покупателей.
Залезает человек в лужу,а через несколько лет уже на океанском лайнере плывёт в сторону Маями.
А бывает фраер с деньгами привалил-а его так обули по разным мелочам,что опять на Магадан или Бодай-Бо..
Или сядит.
Если не убьют,конечно.
Бывает что и похоронят где нибудь ,как бойца невидимого фронта.
Хорошее слово придумали для тех кто остался в живых-дилер.
А по простому-кручусь!
-Как кусок хлеба зарабатываешь?
-Да кручусь немного по мелочам!
-Получается?
-Да живой и на свободе!
-Ни от кого не бегаю,ни за кем не гонюсь,живу потихоньку.
Вот это и есть дилер.
-Может что нибудь замутим?
-обычное шутливо-деловое предложение при встрече коллег диллеров-шпиллеров.
Вот таким диллером ,только мелкого ,безденежного разлива и был мелкий спекулянт Михаил Менделевич Климов.
Сейчас ,в светлом спинжачке,с профессорской головкой -бородкой,автор более 10 книг и не узнаешь.
Хороший человек-только мелковато-неудачлиыый.
Среди шпиллеров,ломщиков,кидал,подставных ,разводчиков - мошенничество является частью профессиональной этики и бравады.
Торговля Антиквариатом состоит из составных частей разного мошенничества.
Иногда с примесью шарма и интеллигентности.
Единственный пример из приличных людей,продававшим иногда по необходимости книги,ранее купленные в буке, для меня являлся актёр Александр Кайдановский.
Он под занавес жизни увлекался эзотерикой,выходящими за пределы реальной жизни явлениями.
После Блаватской и Ладыженского -он начал покупать книги типа "Мнимости в геометрии"Успенского,Рижские стеклографированные брошюрки Рудольфа Штайнера,Утреннюю Зарю и Христософию Бёме.
Денег у него лишних не было и он ,для дальнейших покупок пытался продать прочитанные книги ,чтоб вернуть свои деньги.
При сдаче в магазин эмитент терял 20 % комиссии.
Я ,по просьбе его знакомой Лили с приёмки Дома книги выкупал у него книги без потерь для него.
Если честно-чтоб пообщаться с ним.
Кайдановский очень неохотно сходился с людьми.
А так,почти все(много известных людей) пытались после прочтения и продажи заработать.
А как не крути-это спекуляция.
Сейчас попробую объективно нарисовать одного маклера-книго и всего продавца.

Это Михаил Менделевич Климов.
Приходится повторятся,простят меня читатели.
Эта писанина-часть книги,которую я обещал Мише написать про него.
Выбирая материал для статьи иногда невпопад стыкую. Потом поправлю.Миша Климов мне нравиться.Это сложный конгломерат Васисуалия,Альхен-голубого воришки,Паниковского и купца Саббакина из Растратчиков Катаева.
И сложный как веник.
Если взять психопатологию всех ранее зафиксированных науке типов он ещё не классифицирован.
А экземпляр из мелких,но интересный.
Я по этическим соображениям не буду вникать в его личную жизнь.
Ну на два детектива глупостей там хватит точно.Главное ,он совершенно серьёзно к себе относится.Публика,зная его, снисходительно улыбается.Потому что взять с него было нечего.А нищему пожар не страшен-за торбу-пидорку-и в следующую деревню.

При Союзе было стрёмно и неприлично писать о торговле книгами.
Могли посадить.
Можно было подставить безвинных людей,торгующих книгами .
Я старше Михаила на десяток лет.
Я раньше него начал заниматься книжным бизнесом.
Но только книжно-бумажным.
Другие вещи меня не интересовали.
Деньги при Союзе можно было заработать на перепродаже любого дефицита.
И не надо путать книжного фаната коллекционера,для которого книги-самое важное в жизни и фарцовщика галантереей.
Для книжника самое главное не давать повод в глупости,материальной несостоятельности ,подлости хотя-бы среди тех,с кем каждый день крутишься .Не пытаться быть круче,богаче,умнее чем ты есть.

Знание,новая информация,как-бы вливание в мировую культуру, и в тоже время общение с такими-же людьми с разных слоёв общества.
Большую часть книжников в мире ничего не интересовало кроме книг.
И деньги на книгах зарабатывались,чтоб купить новые книги .
Информация рождает новые знания.
-У тебя Пастернак в Большой серии с предисловием Синявского?
-Не помню.
-А какая разница?
-Да с Синявским вышел ограниченный тираж.
-А допечатка с Озеровым.
-А Синявского с Даниэлем посадили.
-Срочно продать с Озеровым и купить с Синявским.
-А Шекспир в переводе Лозинского или Пастернака?
- А Кабус-Наме в главе 16-ой "Об обладании"вырезана?
-А в Академии "Мелкий бес" предисловие Бухарина -Троцкого удалено?
Книжник 60-70 был знаток и фанат.
И кроме книжек и информации его ничего не интересовало.
И вот ты эдакий всезнайка,тебе смотрят в рот ,когда ты говоришь,с тобой считаются серьёзные люди .
Решаются почти все твои проблемы.
Тебя пускают везде и отовсюду выпускают.
Ты имеешь авторитет и имеешь платиновую кредитную карточку.
 
На протяжении всей жизни я ,как мог,помогал Мише. Когда Климов начал писать книгу в черновиках,я увидел что многие мои мысли ,идеи,шутки,рассказы использованы Мишей в книге.
Он часто бывал у меня дома,постоянно в бегах и нужде(поэтому и пинг-понг ) и я никогда не отказывал ему в помощи.
Как-то я спросил Михаила:
-Миш! Ты часто цитируешь меня при писанине ,мои идеи и шутки и никогда не указываешь источник.
Действуй По типу Расула Гамзатова,-шутил я.
Гамзатов всегда начинал :
-Абуталиб сказал...
Я был знаком с Р. Гамзатовым через известного яркого художника Дагестана Муртуза.
Его галерея находится напротив театра им. Маяковского.
Они дружили(Муртуз и Расул Гамзатов)а я приятельствовал долго с Муртузом.
Познакомил меня с ним,когда он был главным художником РСФСР, Нариманов Артём Рубенович.
Я отвлёкся,но и в дальнейшем буду объяснять истории контактов и отношений с известными людьми.
Иначе будет непонятно,как я ,ничего не представляющий из себя человек в искусстве кроме начальных знаний мог общаться и дружить с известными людьми.
Мише Климову я сказал:
-Или ты не врёшь и пишешь всё как было, не унижая убогих и не заискивая перед крутыми, или ничего не пиши обо мне.
Если ты цитируешь меня-давай ссылку.
-Да у меня книга будет состоять из одних ссылок на тебя,улыбаясь с издёвкой сказал Миша.
Разговор этот происходил в Доме книги на Новом Арбате,где ему оставили небольшую будку-ларёчек для приёмки старых и антикварных книг.
Он там и сейчас "дилерствует".
Магазин на первом этаже ДК ,в левом углу направо, принадлежал Игорьку Горбатову и Олегу Лукашину.
Это был филиал магазина "Антиквар"находящийся в здании "Метрополя".
Из "Метрополя"магазин убрали.
Олег Владимирович Лукашин имеет свой Антиквар на Ленинском.У сына был магазин на Проспекте Мира.
Игорь (Метро)Горбатов переселился на Сретенку в бывший Бук.
Сейчас Миша в доле с А.Соболевым.Соболев сын малоизвестного литературоведа,но книги в магазине ,где он работает достаточно высокого уровня. И их описание тоже достаточно професиональное.
На этом, прикормленном за 40лет местом, ловит себе на уху случайных и старых знакомых.
Первой приёмщицей старых книг в ДК была Фаина Михайловна.
Святая простодушная еврейка природной честности.
В книгах она разбиралась в пределах ценников.
Нет книги в каталоге-бежит советоваться с Алевтиной(Смирновой).
Приблизительно на том-же месте сидит сейчас М.Климов.
По принципу-"место встречи изменить можно ,но не нужно".Миша начал в 2007-8 делать наброски к книге о дилере.
Так вот я сказал Мише:-Писать о книжниках спекулянтах или коллекционерах,читателях,фарцовщиках-сложное ,опасное дело.Тем более тогда возле книг крутилась Контора,создали новый отдел при ОБХСС на Петровке(4 эт. нач. Игорь Николаевич),достаточно серьёзные вылютчики,в "Ивушке"-рядом уже примастырились торговцы "колёсами", проститутки, лица с отметкой в паспорте СО.
Социально опасен.
Среди преступников были дети Высших начальников.
Раз в месяц происходили инциденты с тяжкими последствиями.Я не советовал писать Мише книгу , попросил его писать или правду или не писать обо мне ничего,и не врать.
Шутя сказал ему:
-Если напишешь обо мне без ссылки-то я напишу о тебе книгу.
Мы договорились,улыбнулись и разошлись.
Вышла его книжка-Записки антикварного дилера.
До этого Миша написал претенциозную книжку "Смерть в кожаном переплёте".
Книга информационно интересная но без элементов объективности.
Я ,критически настроенный на первых восьми страницах обнаружил десять упоминаний о кристальной Мишиной честности,и при этом он ,как Альхен из старушечьего приюта не краснел.
Похоже что сам начал в это верить,в свою непогрешимость и честность.
Ну ,получался что он чистый Сердюков,болеющий за мощь страны.
Есть люди,которые не способны объективно оценить свои моральные качества,свои нечистоплотные поступки.
Кроме того,изображая свою "просветительски-благотворительную деятельность"Миша помещает себя в такие истории ,где он то-ли в роли Воланда или Коровьева общается не то что с Кантом а с Мухаммедом,крутит с разной нечистью,наживает несметные богатства,бегает ото всех и остаётся "честным".
При этом ,когда как Бегемот ест в Торгсине мандарины- он всегда не при валюте.
А по книге он Зигфрид из Нибелунгов.
По крайней мере Идальго Ламанчский.
 
Никаких претензий ни к Михаилу Климову, ни к Дмитрию Залимановскому (если я правильно понял), ни к Михаилу Перченко, ни к Сергею Григорянцу.
Дело в том, что мир велик и многообразен и каждый видит его по своему, да еще в меру своих моральных устоев и воспитания. Нам остается лишь собирать из этих кусочков, нами по своему понятых, свою картину мира. Опять таки в меру своего воспитания, образования и морального облика.
 
Полная хрень все эти рассказы совковых спекулянтов.
Во-первых, три четверти из них вообще ни в чем не разбирались, работали по наитию и по нахалке, понятие о предметах начинали приобретать лишь с седыми волосами.
Во-вторых, "делать деньги" было нетрудно, поскольку большинство советских граждан вообще не знали цен на антиквариат, не понимали, чем обладают. Заработки тоже, были скромными по нынешним меркам. "Поднять стольник" за день было примером большой ловкости, тысячи никто не греб, такую наживу имели раза два-три в год.
В-третьих, все они были "стукачами", поскольку без этого ни один спекулянт выжить не мог в принципе.
В-четвертых, кроме денег, им и похвастаться-то нечем. Реально уникальных вещей было мало и большинство их имели стабильных владельцев уже в 1920/30-е годы и в руки барыг не попадали. Никто не носил в комиссионку рембрандтов и страдивари, а разные первопечатники федоровы, айвазовские и фаберже - это были предметы коммерческие, но отнюдь не фантастические. Каждый может припомнить пяток-другой таких "раритетов", мимоходом прошедших через руки.
 
Последнее редактирование:
Михаил Менделеевич Климов «Записки антикварного дилера»
А мне припомнились почему-то "Записки биржевого спекулянта" из 30-х прошлого века.. Познавательная литература, однако, по психологии, в т.ч. коллекционеров.
 
А мне припомнились почему-то "Записки биржевого спекулянта" из 30-х прошлого века.. Познавательная литература, однако, по психологии, в т.ч. коллекционеров.
Может "Воспоминания биржевого спекулянта"? Ну и там не о тридцатых годах двадцатого века, а чуть раньше, о начале двадцатого века. У меня где то должна пылиться на полках, так как специально покупал ее, когда учился в немецком университете. Вникал в суть, так сказать, изнутри...
 
Третья серия бесед о коллекционерах и коллекционировании у Леонида Володарского (кто слушает) https://sammlung.ru/?p=50777
Как то путанно все там... Послушаю наверное, но вот эта хрень, как тема о роли государства в развитии коллекционирования совершенно мне непонятна, а скорее просто чужда. Или пропихивание идеи о том, что есть какая то разница между коллекционером и собирателем. Коллекционер это как бы огого, а собиратель это чего то там собирать, чашки, кружки, кошечек... Но в тоже время коллекционер комсомольских значков и коллекционер яиц Фаберже это братья по разуму. А это как говорить о том, что миллионер и владелец заводов - друг, товарищ и брат, к примеру, тому же слесарю с завода дяде Васе. В идеале да, но не в реальности этого не бывает. Помнится, говорил на эту тему с одним товарищем, он мне предельно откровенно ответил, - ну о чем мне с ним разговаривать? У него ведь по жизни совсем другие проблемы.
С другой стороны вся эта история с коллекционированием это и есть побег от реальности. Ну и так далее на два часа... :drinks2:
 
Полная хрень все эти рассказы совковых спекулянтов.
Во-первых, три четверти из них вообще ни в чем не разбирались, работали по наитию и по нахалке, понятие о предметах начинали приобретать лишь с седыми волосами.
Ну вот на старости лет поумнели и решили все это записать, чтобы не забыть. :drinks2:
Скорее всего все четыре четверти. Купить дешевле, продать дороже, не более того. Но постепенно все умнеют, что для коллекционера не совсем хорошо.
 
Сверху