Как дом выглядел во времена Босха, это одному богу известно...
Поэтому назову совй короткий рассказ
Сначала не знал, а потом совсем забыл.
На Рыночной площади 29 стоит дом Sint Thoenis
(Святой Антоний), более известный жителям Хертогенбоса как "De Kleine Winst". Чудом этот дом не пострадал при обрушении соседних домов в 2016 году. После реставрации и перепрофилирования "Де Кляйне Винст" в "Дом Босха" здесь был создан символический музей памяти Иеронима Босха.
В общем теперь этот дом известен как дом Босха.
В 1462 г. художник Антонис ван Акен, отец Иеронима ван Акена, известного как "Иероним Босх", купил этот дом, который затем в течение нескольких десятилетий служил мастерской живописца.
Здесь Иеронимус провел свои детские годы. Очевидно, что именно здесь, в мастерской отца, он получил свое образование живописца.
В архивных городских бумагах 1480-1481 финансового года Босх упоминается в одном из счетов как
"Jeroen die maelre", так что к этому времени он уже начал свою карьеру. Двумя годами ранее, в 1478 г., умер его отец. Возможно, Иероним и его брат Гёссен продолжили семейную мастерскую. Эта мастерская располагалась "в Синт-Тёнисе", который до 1523 г., несомненно, принадлежал семье Ван Акен. После смерти Гёссена в 1495-1499 гг. его вдова Кателин Прим (умерла между 1523 и 1526 гг.) продолжала жить в Синт-Тёнисе
(Святом Антонии). Кателин и ее сын Антонис (умер в 1516 г.) также были художниками, что позволяет предположить, что они продолжали семейную мастерскую.
Одной из первых работ братьев Ван Акен мог быть утраченный ретабло для главного алтаря тогдашней церкви Святого Иоанна на тему "Сотворение мира". 30 июня 1481 года Гёссен обещал написать два крыла для главного алтаря церкви Святого Иоанна в период между этой датой и наступающим праздником Бамис (1 октября). Много позже, в 1610 г., этот алтарный образ описывается в книге Жана-Батиста Грамейса Taxandia как "opus creationis hexameron mundi" (произведение о сотворении мира за шесть дней). Более того, оно упоминается там не как работа Гёссена ван Акена, а как работа Иеронима Босха. Это "Сотворение мира" сегодня ассоциируется с "Садом наслаждений", который содержит тот же сюжет на внешней стороне. Отсюда можно сделать вывод, что Босх довольно рано выработал свою фирменную манеру живописи в условиях семейной мастерской.
15 июня 1481 г. Босх женился на Алейд ван де Меервенн (ок. 1447-1522/1523 гг.), происходившей из ойршотского патрицианского рода Ван ден Меервенн. В результате этого брака Босх оказался выше по своему положению, как в материальном плане - его жена владела домом и некоторыми земельными участками, так и в интеллектуальном - у Алейд, например, был шурин, учившийся в Кельне. Однако это не означало, что Босх стал богатым человеком. В начале их брака его жене даже пришлось продать некоторые из своих владений, чтобы свести концы с концами. Только в 1487 г. дела пошли настолько хорошо, что Босх смог сам давать деньги в долг. На оставшиеся земли, включая фьеф Родекен в Ойршоте, супруги могли жить безбедно. Однако он так и не стал богатым. После своей смерти он, насколько известно, оставил не так уж много наследства.
В результате женитьбы он стал владельцем престижного дома Инден Сальватоер (то самое упомянутое место на Рыночной площади 61, где сейчас торгуют джинсами левис), расположенного на северной стороне Рыночной площади, рядом с ратушей. Вероятно, Босх основал здесь новую мастерскую. Во всяком случае, здесь были идеальные условия для художника: оживленность рынка на южной стороне и тишина и подходящий свет для работы на северной стороне. Более того, 3 января 1481 г. Босх отказался от своей доли в родительском доме в пользу брата Гёссена, после того как то же самое сделали его брат Ян и сестра Гербертке.
Как именно была организована мастерская Босха, точно не известно. По словам одного из ранних биографов Босха, Фелипе де Гевары, у него был ученик, который был почти так же талантлив, как и его мастер, и которому он приписывал "Семь смертных грехов". Возможно, этот ученик был идентичен брюссельскому художнику Гиелису Панхеделю, который около 1522 г. написал в стиле Босха две боковые створки марианского стола Братства Богоматери в Сент-Джоне. Почти наверняка у Босха были ученики или помощники. В 1503-1504 гг. упоминается несколько "слуг Иеронимуса".
В общем идем в музей...