Едем в гости к Босху!

Для более глубокого погружения в жизнь Босха, посмотрел всякие передачи на доблестном ютубе.

Картины, их интерпретации..

Слушаю одну передачу

"в архивах города Босх в 1480 году упоминается как самостоятельный художник, к этому времени он был женат на Алейд ван де Меервенн, принадлежавшей к очень богатой семье. Брак этот не был удачным, жена была намного старше Босха, детей в браке не было. Но согласно тем же городским архивам Хертогенбосха, после женитьбы Босх стал одним из богатых людей города. Так или иначе жизнь его стала такой, о какой многие художники могли только мечтать. Он, в отличии от большинства своих коллег, мог творить не заботясь о заработке. Со временем идея о несовершенстве человека, о греховности его натуры приводит художника к мысли, что вся жизнь человека представляет собой прямую дорогу в ад."

Aleyt Goyaert van de Mervenne - супруга Босха. Согласно нидерландским источникам она родилась в 1447 году. Дата рождения самого Босха неизвестна, пишут, что около 1450 года. Поэтому говорить о том, что жена была намного старше Босха, как то и не совсем и справедливо.
Был ли этот брак удачным? Это смотря чем мерять удачу. Да, детей в браке не было, но скорее всего Босх знал свою супругу с детства.
Да, женился Босх 15 июня 1481 года. То есть опять неточность в передаче.

Творил ли Босх не заботясь о заработке? Тоже совершенно неизвестно. Несовершенство человека.. Со временем мы все приходим к такому выводу..
В общем получается, что поговорить о Босхе на русском сложно. Неточности, домысливания.. Поэтому я начал искать в нидерландских источниках хоть какие то остатки.


В этом браке Босх оказался выше своего положения, как в материальном плане - его жена владела домом и некоторыми земельными участками, так и в интеллектуальном - у Алейд, например, был шурин, учившийся в Кельне. Однако это не означало, что Босх стал богатым человеком. В начале их брака его жене даже пришлось продать некоторые из своих владений, чтобы свести концы с концами. Только в 1487 г. дела пошли настолько хорошо, что Босх смог сам давать деньги в долг. На оставшиеся земли, включая фьеф Родекен в Ойршоте, супруги могли жить безбедно. Однако он так и не стал богатым. После своей смерти, насколько известно, он оставил не так уж много наследства.

Иероним Босх происходил из семьи живописцев "ван Акен", фамилия которых указывает на то, что прямые предки по отцовской линии происходили из Ахена. Известны четыре поколения живописцев: Прадед Иеронима Босха Томас ван Акен работал маляром в Неймегене. Его дед Ян ван Акен около 1426 г. переехал из Неймегена в развивающийся город Хертогенбос. Четыре из пяти сыновей Яна, включая отца Жерома Антониуса ван Акена, также стали художниками. Антониус увенчал свое социальное продвижение в 1462 г. покупкой каменного дома прямо на рыночной площади, куда он перенес и свою живописную мастерскую. С женой Алейд ван дер Мённен у него было пятеро детей: две дочери (одну звали Герберта) и три сына: Гоесвинус или Гоессен ван Акен, Ян ван Акен и, как пятый ребенок, Иеронимус ван Акен (Иероним).

Позднее Иероним назвал себя в честь своего родного города, который также называется Ден Босх. В Испании, где некоторые из его наиболее значительных картин выставлены в Музее Прадо, его называют Эль Боско.


Иероним Босх прдился в городе 's-Hertogenbosch около 1450 года. Умер и похоронен там же 9 августа 1516 г.), посмертно называемый также Jeroen Bosch или Hiëronymus Bosch, при рождении - Jheronimus van Aken, - южнонидерландский живописец, принадлежавший к Северному Возрождению.

Он вошел в историю как "создатель дьяволов" (den duvelmakere) и как автор сатирических сцен, но особенно значим как новатор живописной традиции. Он образно интерпретировал распространенные (религиозные) мотивы и придумал ряд новых изображений. В результате точный смысл некоторых его работ до сих пор остается неизвестным. Несмотря на то, что уже при жизни художник был известен и получал заказы от герцогского двора в Брюсселе, о нем известно сравнительно мало.

Сегодня Босху с уверенностью приписывают около 25 картин и восемь рисунков. Его картины часто имитировались и копировались. Одна из самых известных его работ - триптих "Сад земных наслаждений".

Тут еще надо упомянуть о том, что датировка всех известных картин Босха доаольно приблизительна. То есть нельзя выстроить какой то хронологический ряд и сказать, что после женитьбы Босх начал писать не для заработка. Да и, представьте себе, что сохранилось слишком мало работ художника. К примеру всего 5 процентов. Как, на основании этих пяти процентов построить целостную картину его творчества?

Также неизвестно и как называл сам художник свои работы. Все названия картины получили уже гораздо позже..


У леса есть уши, у поля есть глаза

Рисунок Босха

The_Woods_that_Hears_and_Sees_Bosch.jpg
 
Еще есть немного времени до экскурсии по музею, поэтому я не торопясь слоняюсь по Рыночной площади.

20221023_130242.jpg
 
Всё еще на площади я..

Думаю о фактах и их интерпретациях.

Давайте ка я вам одну историю расскажу.

Давно я ее слышал, да и вы думаю о ней знаете, но уж очень хороша ложка к обеду, а не сама по себе.

Культ Карго.

Эта история случилась во время Второй мировой войны, когда в Тихом океане шли сражения между войсками США и Японии. На островах Меланезии тогда размещалось огромное количество военных баз и аэропортов, через которые американцы доставляли оружие, припасы, одежду и другие грузы. Часть этих вещей доставалась коренным жителям этих островов — как проводникам. Многие из них никогда раньше не видели тушёнки, фабричной одежды или складных ножей. Как я понимаю, часть грузов сбрасывалась на парашютах и не всегда приземлялась в доступных местах. Что то падало в джунгли и доставалось аборигенам. Папуасам одним словом. Папуасы оказались неспособными объяснить происхождение этих вещей иначе, кроме как проявлением чуда, стали верить в волшебную силу техники и других объектов — самолётов, аэропортов, брезентовых палаток, радиовышек. Согласно их воззрениям, «пришельцы» имели особую связь с духами предков, за что незаслуженно получали от них «подарки», доставляемые с неба.
Когда война закончилась, поток вещей из цивилизованного мира прекратился. С неба перестала падать тушенка. И что сделали папуасы? Может написали в ООН или президенту Америки письмо с просьбой о гуманитарной помощи? А вот и нет.

А туземцы решили, что, копируя манеры и постройки чужаков, смогут расположить к себе духов, — и стали имитировать поведение военных. Они размечали «взлётно-посадочные полосы», строили копии самолётов в натуральную величину из кокосовых пальм и соломы, делали «наушники» из половинок кокосов и «ружья» из палок, ходили строем, рисовали на себе надписи USA и ордена. Всё это они делали в надежде, что тоже смогут получить «небесные дары». Они верили, что повторив таким образом действия ушедших с баз американцев, вернут падение ящиков с небес - манну небесную.

Вывод для нас здесь простой. Имея какие то факты, мы их интерпретирум в меру своего понимания, но ведь совсем не факт, что всё так и было в действительности..

20221023_130251.jpg
 
Так сказать, ансамбль из двух воссозданных средневековых сооружений - Дома Богоматери и городского колодца.

dom.jpg

Дом Богоматери (Onze-Lieve-Vrouwehuisje) - отдельно стоящая часовня Марии, расположенная на колонне на Рыночной площади в Хертогенбосе. Первое упоминание о часовне относится к 1498 году. В городских счетах Хертогенбоса от 1522 г. впервые подробно упоминается часовня и колодезный домик рядом с ней. Первым известным изображением часовни является анонимная картина "Суконный рынок в Хертогенбосе", датируемая примерно 1530 годом. Около 1632 г. первый дом Богоматери был снесен.

20221023_130333.jpgmarkt.jpg

В 2011 г. муниципалитет Хертогенбоса принял решение о восстановлении Onze-Lieve-Vrouwehuisje. Реконструкция здания была осуществлена в 2016 году. Для статуи Марии было решено изготовить копию статуи мастера из Кудеватера второй половины XV века. Как и у оригинала, у статуи ампутирована рука. Через год, в 2017 году, на статую была надета новая позолоченная корона, что завершило проект.


Мастер аббатства Кудеватер (нидерл. Meester van Koudewater) - имя скульптора, работавшего в Брабанте в конце Средневековья, около 1470 года. Ему приписывается группа фигур святых из ореха, хранящаяся сейчас в Reichsmuseum в Амстердаме.
Свое имя мастер получил потому, что приписываемые ему фигуры находились в аббатстве Кудеватер близ Росмалена в Брабанте. После расформирования этого монастыря ордена Святой Биргит в 1875 году коллекция была сначала раскуплена коллекционерами, а затем в 1883 году передана в Reichsmuseum. Там было установлено, что девять фигур, каждая высотой около 92 см, выполнены рукой мастера, который в то время назывался Мастером (аббатства) Кудеватер.

dere.jpg
 
Последнее редактирование:
Очень старинное

Дом De Moriaan (по-немецки Der Mohr) - один из старейших кирпичных домов в Нидерландах. Здание стоит на рынке в центре города Хертогенбос. Он был построен в XIII веке как жилой дом и до 2020 года использовался местным бюро туристической информации и кафе.

20221023_130524.jpg markt1.jpg
 
Да, довольно любопытно иногда поковыряться в истории средневекового города...

Зашел я и в магазин, где торгуют джинсами. Сквозь окна видна рыночная площадь..

20221023_130723.jpg

Магазин, где торгуют джинсами, это тот самый дом, где когда то жил Босх с супругой. Ну вернее, на месте этого дома когда то стоял дом...

20221023_125130.jpg

Если сравнить со старой картиной неизвестного художника, то можно все же понять, как выглядел когда то этот дом... Вроде как в пять этажей он был.

markt12.jpgmarkt12-1.jpg
 
Тоже некоторая аллегория. Клетка с вещами.

Есть у Босха на картине такой сюжет.

Кошка с мышью.

Зверек, попавший в зубы к хищнику, — намек на души, оказавшиеся в ловушке материального мира.

bosch33-1.jpg

Как вам такая моя современная интерпретация сюжета?
 
Мрачный Хертогенбос...

Я вышел из магазина и иду в музей. Если вы еще не забыли, у нас там оплаченная карточкой экскурсия..

20221023_130810.jpg
 
А Хертогенбосх действительно мрачен в эти минуты. Какой то он свинцовый.. В вечном ожидании второго пришествия..

20221023_130831.jpg

Мне от такой картинки даже вспомнилась одна из любимых книг моего детства "Человек-Горошина и Простак"...

prostak2.jpg

Отец идет с сыном и думает, как оберечь его на долгом пути. Он кладет в руку ребенка кошелек с золотом, или с серебром, или с медью. Золото, серебро и медь тем и отличаются от мудрости, что их можно отдать сыну и другу.

Они отличаются от мудрости и от любви, которая не бывает ни золотой, ни серебряной, ни медной, а только настоящей или поддельной.
 
Сверху