Крест - это факт. Письменное свидетельство непосредственного участника пропагандистской акции - тоже факт. И фотоколлаж, сделанный в 1943 году - факт.
Я хорошо помню рассказ Калинина К.А. о находке сначала одного, потом другого креста. Ни он, ни другие фалеристы даже примерно не представляли что это такое, кем и зачем были сделаны кресты. Абсолютно никакого интереса никто к ним не проявлял, но Калинин был очень опытным коллекционером и всегда смотрел глубже, чем большинство собирателей "рейха". Спустя какое-то время Калинин вышел на Басистова, узнал об обстоятельствах изготовления. В то время большинство сегодняшних "суровых критиков" еще в школу бегали. Кстати, свои два креста Калинин очень ценил, никому никогда не продавал и не предлагал, ко мне они перешли после его смерти.
Всякого рода рассуждения о ценном цветном металле (латуни), который никто не стал бы расходовать в блокадном городе, просто смешны. Умножьте 20 граммов (максимальный вес сердцевины) на пятьсот крестов (примерно) и получите... десять килограммов. Другой "знаток" пишет, что олова в блокадном городе не было. И это при работе в Ленинграде нескольких радиозаводов, где на пайку радиоаппаратуры ежедневно расходовали десятки килограммов оловянного припоя.
Еще раз повторяю: вы находитесь в плену современных догм и представлений, навеянных кинематографом. Никто из обычных советских граждан абсолютно не задавался вашими вопросам: "А зачем это нужно? А кто так решил? И как эти кресты хотите доставлять к немцам? А сколько стоит латунь?" и т.п. Заказ на изготовление партии агиткрестов исходил от командования фронта, этого было совершенно достаточно для промышленности. Боевое задание должно быть выполнено точно и в срок, вся страна жила лозунгом: "Фронту надо - сделаем!" Это сейчас вы такие умные, а тогда никто никому не сообщал: для чего кресты делают, как их будут использовать. Поступил заказ Управления фронта, его исполнили и сдали готовую продукцию представителю заказчика. И рыцарские это кресты, или какие-то другие - совершенно никого не волновало. К Железным крестам у всех советских людей было одно отношение: ненависть и презрение, он был символом мерзости и смерти. Это сейчас Железные кресты готовы облизывать и мастурбируют на макроснимки, а я прекрасно помню времена, когда большинство пожилых коллекционеров реально брезговали прикасаться к нацистским наградам. На весь Ленинград немецкими наградами интересовались три человека, да и то втихаря... Поэтому допускать, что в 1970-80 гг. кто-то стал бы мастерить агиткресты, может лишь тот, кто пришел в тему относительно недавно, т.е. в последние два десятка лет и живет в иной реальности.
Всё-таки надеюсь увидеть те кресты, которые были приобретены на Вернисаже и которые изучал наш коллега. Давайте сравним и сделаем выводы, чего проще?