Тема - щеглы на картинах очень длинная и обширная. Напишу небольшое вольное сочинение на эту тему. Сначала попробуем разобраться, какое именно значение вкладывали художники, изображая щегла на картине.
Орнитолог Герберт Фридман посвятил этой символике монографию «The Symbolic Goldfinch: Its History and Significance in European Devotional Art» (1946)
По русски "Символический щегол: Его история и значение в европейском религиозном искусстве". Издана в 1946 году.
Герберт Фридман (1900—1987) — американский орнитолог. Более 30 лет проработал в Смитсоновском институте. С 1929 года член Американского Орнитологического Союза, в 1937—1939 был его президентом. Опубликовал 17 книг. Был известен как специалист по гнездовому паразитизму.
Заметьте, специалист по гнездовому парахитизму. И тут между прочем так о европейском религиозном искусстве замолвил слово. Его отец, фармацевт, приехал в США из Литвы около 1890 г. и поселился в тогда еще независимом городе Бруклине. Его мать, учительница, также приехала из Литвы. Уточню, что в 1890 году это была территория Российской империи.
Ну и о щегле начнем... Изображение щегла имеет большое значение в христианской живописи, читаю я в книге..
Щегла часто рисуют в руках Младенца Христа в сценах с Мадонной, так как, по Исидору Севильскому, эта птица ассоциируется со Страстями Христовыми. Согласно легенде, небольшая, тогда ещё не красноголовая птичка (щегол или малиновка), пролетела над Христом, когда он во время своего Крестного пути взвалил на плечи крест, и сорвала шип с его короны. Капля крови Христа упала на перья птички, и красное пятно осталось у обеих разновидностей птиц навсегда. Эта легенда, а также любовь щеглов клевать растения с шипами, связали птицу со Страстями Христовыми в искусстве эпохи Возрождения. В «Мадонне со щеглом» Рафаэль изобразил Иоанна Крестителя, который показывает Иисусу зяблика в знак его будущего Распятия. Фридман пишет, что помимо Мадонн с Младенцем щегла писали в таких композициях, как Рождество, Поклонение пастухов или волхвов, Отдых на пути в Египет, а также Мистические обручения, Коронование св. Екатерины. Щеглов (иногда попугаев) отождествляли с безгрешными птицами, упомянутыми в античных источниках и средневековых бестиариях, как загадочные charadrius, которые обладали чудесным даром исцелять, что вело к появлению их в религиозной живописи.
В более широком смысле щегол символизировал человеческую душу; эта ассоциация ведет свою историю с античных языческих времен и позже была адаптирована христианством. Часто его изображали в портретах детей.
Птица ассоциируется также со Святым Иеронимом, поскольку в «Золотой легенде» чистота и медитации святого привели к тому, что он был запятнан кровью Христовой[7].
В итальянском ренессансном искусстве может символизировать любовь и добродетель; предполагалось, что у них есть сверхъестественные пророческие силы[8]. Он символ фертильности и защиты от болезней. Считалось, что с помощью чертополоха можно было лечить чуму, что символически передало это качество щеглу, который стал талисманом от заражения чумой[9].
Это также символ выносливости, плодовитости и настойчивости. Поскольку он символизирует Страсти Христовы, европейский щегол считается птицей-«спасителем» и может изображаться с обычной комнатной мухой (которая олицетворяет грех и болезнь). В североевропейских натюрмортах XVII века он тогда символизирует борьбе со злом. В натюрмортах vanitas он является символом Воскресения.
Щегол - символ духовного начала в человеке, символ души. Согласно легенде, красное пятнышко на голове птички появилось от крови - она вынимала терновые иглы из лба Христа по пути на Голгофу. Поскольку оперение у щегла красивое, а сама птица весьма распространена, не удивительно, что щеглов очень любили дети, и на портретах их часто изображают вместе.
Щегол - символ выносливости, плодородия и упорства. Из-за предпочтения чертополоха и окраски головы в христианской иконографии он также является символом страстей Иисуса Христа. Это деталь многих портретов Девы Марии, на которых она олицетворяет предвидение распятия Христа.
Щегол очень часто встречается в средневековой живописи и в живописи раннего нового времени. Однако его можно встретить и на картинах страстей, он украшает детские портреты и настенные гобелены. Златоглазка часто изображалась на картинах с Мадонной с младенцем Иисусом или Святым семейством, причем часто младенец Иисус держал в руке щегла. Такие картины написаны Амброджо Лоренцетти, Чима да Конельяно, Рафаэлем, Тьеполо и др. На так называемой "Мадонне делла гатта" Бароччи (Национальная галерея, Лондон) мальчик Иоанн держит в руке щегла, чтобы тот был недосягаем для заинтересовавшейся кошки. Поскольку щегол символизирует Страсти господни, он считается "чистой" птицей. Поэтому иногда его изображают вместе с мухой, которая символизирует разложение и гниение.
В средние века щегол использовался как талисман для защиты от чумы. Конрад Гесснер (1554 г.) упоминал эту птицу в своей книге птиц и использовал ее для лечения болезней. Считалось, что жареные щеглы являются подходящим средством от желудочных схваток и кишечной подагры. Поскольку считалось, что щегол способен вытягивать болезни, такую птицу вешали в комнате больного туберкулезом именно с этой целью.
Древнегреческое название щегла - акалантис (ἀκαλανθίς, рядом с ἀκανθίς) - было эпитетом Артемиды, а в мифологии также обозначало одного из Пиеридов, детей Пиера, царя Эматии, которые вступали в состязание с Музами в песне. За эту дерзость они в наказание были превращены Музами в сороку, согласно Овидию, а по другим версиям - в различных птиц".
Андреас Иоганнес Йеккель приводит "известную басню" для объяснения баварского эпитета Zusammscharricht для щегла: "Когда Творец красиво раскрасил красками всех созданных им птиц, и только золотой снегирь еще ждал украшения, Бог собрал остатки красок, еще остававшиеся на палитре, и раскрасил его пестрое платье".
На картине Иеронима Босха "Сад земных наслаждений" также можно найти щегла. Сюжет с щеглом самый положительный из тех, где на триптихе присутствуют пернатые. В целом, образы птиц и ягод современниками Босха часто считались символами распущенности и сладострастия, но щегол - птица особая. Он питается колючими растениями, и, согласно легенде, попытался выдернуть колючку из тернового венца Христа, поранив свою голову до крови. Также, мы видим, что человек на спине щегла сидит сомкнув веки и прикрыв уши руками, отгородившись от буйства греховной страсти, и нагота его прикрыта от нас крыльями птицы. Ежевика в клюве щегла - символ духовной чистоты и целомудрия, ею он кормит жаждущих спасения почерневших грешников.
Ну как? Вам стало что то понятно?
Мне нет.
Больше всего мне понравилась фраза одного искусствоведа. Может быть искусствоведки.
- У этого предмета (вместо слово предмет подставляйте что требуется - щегла, ягоду, лягушку) имелось много символических значений и мы не знаем какой из них применил Босх.
Продолжительные аплодисменты