Документальная точность и Ян ван дер Хейден
Любое искусство, если не было у него музы в античном мире, старается доказать, что оно искусство. Сейчас этим заняты компьютерные игры, чуть ранее – комиксы, а когда-то давно и живопись была озабочена тем же самым. Размышляя о картинах, голландцы думали об их предназначении и говорили, что живопись должна быть зеркалом. Она должна показывать целый мир, как он есть. В текстах 17 века говорится именно об этом.
Это теория. На практике зеркало не работает, искусства так не создать. Голландские художники поняли, что если писать «как на самом деле», реализма не получится, а нужно писать так, чтобы покупателям казалось (!), что «прям, как на самом деле».
Некоторые художники были ближе к натуре, некоторые дальше от нее. Выше я упоминал елки и пальмы, на каждом этапе развития искусства они полностью удовлетворяли чаяния голландских коллекционеров картин, но когда Алларт ван Эвердинген съездил в Швецию и Норвегию, то елки стали реалистичнее (сначала у него, а потом и у других), а когда Франс Пост вернулся из Бразилии, то реалистичными стали и пальмы.
Абсолютный же, фотографический,
реализм не был нужен никому (и слава богу!). Хорошим тому примером будет Ян ван дер Хейден (Jan van der Heyden 1637-1712). Ван дер Хейден знаменит тем, что изобрел уличное освещение и пожарный насос, он был видным, важным и уважаемым человеком, хотя и был богат, но живописью занимался до конца жизни. Писал в основном виды городов, иногда просто пейзажи (около сорока), а совсем иногда – натюрморты. Детали его работ точны, глаз художника был верен, а рука тверда. Поэтому его (без каких-либо доказательств) записывали в пользователи камерой-обскура. Искусствоведы, родившиеся в век фотографии и концептуальной живописи не могут себе представить, что люди в состоянии научиться рисовать. (По крайней мере, не приписывают эти картины инопланетянам – и то хорошо.) Ван дер Хейден с любовью и вниманием писал абсолютно реалистические ведуты, которых никогда не существовало в действительности. Вот один такой вид Амстердамских каналов, с церковью (Гроте-керк), находящейся в Вере (провинция Зеландия, 125 километров по прямой от Амстердама).
№ 26 Ян ван дер Хейден
Вид на голландский канал ок. 1670, Национальная галерея, Вашингтон, 32.5х39 см.