Переходи на живопись - Штильлебен

Когда художник нарисовал руины, неизвестно, но ясно (по виду бумаги и ее формату), что не вместе с хижиной, а в другое время.


№ 6 Абрахам Блумарт Руины фермы ок. 1571-1629, Ряйксмузеум, Амстердам, 15.2х20.8 см.

1-s5.jpg
 
Голубятен на картинах Блумарта немало (не менее пятнадцати!), они повернуты и так, и эдак, но есть и полностью идентичные гамбургской, тот же самый мотив художник использовал всю свою жизнь, вставлял его в самые разные сюжеты.


№ 7 Абрахам Блумарт Пейзаж с Товием и ангелом ок. 1610-1620, Центральный музей, Утрехт, 65.3х54.5 см.

1-s6.jpg
 
А вот эскиз к картине, с той же самой голубятней. Нарисовав, написав такую десять раз, следующие можно писать автоматически.


№ 8 Абрахам Блумарт Латона и ликийские крестьяне ок. 1610, Центральный музей, Утрехт, 24х35.1 см.

1-s7.jpg
 
Но вернусь к задачам. Ни один голландский пейзаж не стремится изощренно изобразить настроение, неустойчивый сезон или редкий миг времени. На старинных картинах или ясный, пусть и облачный день, или реже ночь (лунная или с эффектно и притягательно горящим домом). Мы видим или условную холодную и снежную зиму, или такое же условное зеленое лето. Не бывает, например, оттепели. Или золотой осени. Или слабого морозца в апрельских сумерках, когда все распускается, но еще не набрало силы, а краски нежны. Пейзажи 19 и особенно 20 века этими нюансами изобилуют, а у голландцев тонкостей таких не бывало. Изображаются деревья, дороги, болота, заборы, долины. Но не состояния, не впечатления. Не считать же кораблекрушения печальными, они как раз зрителя бодрят и веселят. Вот для иллюстрации картина с жарким летом, это понятно, потому что на ней один из рабочих решил искупаться, чтоб не изжариться.


№ 2 Филипс Вауверман Сенокос ок. 1660-68, Королевское собрание, Букингемский дворец, 66.9х79.1 см.

Посмотреть вложение 359735

Это лето? Да. Хм… Хотя зеленый пигмент холста выцвел и стал серым, но все равно – не так сейчас изображают жару и лето. Да и по личному опыту не лето это. Сдержанный тон картины сгодится и для зимы, и для осени, и даже для ночи (надо будет просто чуть пролессировать чем-то темным). Тут нет контрастности, тени и свет сглажены. Может быть, расплывчатость потому, что видны облака? Но если цель – показать жару, непонятно, зачем облака нужны. Дело в том, что не было у художника цели показать жару красками и цветом. Жаркое лето тут обозначает сюжет – сенокос и купание.
Сколько раз бывая в Голландии, в основном мне казалось, что там всегда так - Печальный Альбион. Может, дело не в выгорании красок и затемневшем лаке?
А мужик не купается, а что-то у лодки чинит? Рядом парни с удочками? идут в плащах и шляпах. К чему бы такой прикид в жару?
Я б назвал её "Пасмурный летний? день. Перевозка сена". Сенокоса тут не видно что-то. Смётывание и перевозка сена по воде-это да! Хранилось и сушилось на берегу, теперь надо доставить до места.
 
Отмечу, что все здания по духу и подходу похожи у Блумарта на гравюры Мастера маленьких пейзажей. На облака усердия у Блумарат не хватило и они в № 4 написаны просто так, фигуры же все с набросков, даже небольшие ангел с Товием. Вот рисунок из Альбертины.


№ 9 Абрахам Блумарт Товий с ангелом, Альбертина, Вена, 22.2х16.7 см.

1-s8.jpg
 
Сколько раз бывая в Голландии, в основном мне казалось, что там всегда так - Печальный Альбион. Может, дело не в выгорании красок и затемневшем лаке?
А мужик не купается, а что-то у лодки чинит? Рядом парни с удочками? идут в плащах и шляпах. К чему бы такой прикид в жару?
Я б назвал её "Пасмурный летний? день. Перевозка сена". Сенокоса тут не видно что-то. Смётывание и перевозка сена по воде-это да! Хранилось и сушилось на берегу, теперь надо доставить до места.
Значит ты мало бывал в Голландии

sohne1.jpg
 
Тот же самый набросок использован для переднего плана эрмитажного холста (который на самом деле лишь фрагмент огромного полотна, однажды разрезанного, чтобы вместо одной картины Блумарта получилось две).


№ 10 Абрахам Блумарт Пейзаж с Товиеми ангелом, Эрмитаж, Санкт-Петербург, 139х107.5 см.

1-s9.jpg
 
Всего же у Блумарта сельских пейзажей с ангелом и Товием (больших и маленьких, с фигурами слева и справа, сзади и впереди) сохранилось восемь штук. Это тоже повторяющаяся и повторяющаяся схема, только уже сюжетная.

Bloemaert_-_Jeune_Berger_montrant_Tobie_et_l'Ange.jpg

Щедро копируются у него и прочие мотивы, например у песика из Гамбурга, масса братьев-близнецов и на других работах художника, у всех похожий окрас, все лежат в той же самой позе. Стаффаж на нашей картине тоже с натуры, сохранились наброски всех фигур, осла, корзин, сельскохозяйственного инвентаря. Кстати, наброски эти пригодились и позже, и в другом месте: через сто лет Буше сделал с фигур два «своих» офорта. Заимствование чужого для авторской работы считалось не зазорным и в следующем веке.
 
Последнее редактирование:
Всего же у Блумарта сельских пейзажей с ангелом и Товием (больших и маленьких, с фигурами слева и справа, сзади и впереди) сохранилось восемь штук. Это тоже повторяющаяся и повторяющаяся схема, только уже сюжетная.

Посмотреть вложение 359759

Щедро копируются у него и прочие мотивы, например у песика из Гамбурга, масса братьев-близнецов и на других работах художника, у всех похожий окрас, все лежат в той же самой позе. Стаффаж на нашей картине тоже с натуры, сохранились наброски всех фигур, осла, корзин, сельскохозяйственного инвентаря. Кстати, наброски эти пригодились и позже, и в другом месте: через сто лет Буше сделал с фигур два «своих» офорта. Заимствование чужого для авторской работы считалось не зазорным и в следующем веке.
Точно так же работали и другие пейзажисты, рутинно компонуя (и повторяя!) на холстах в лучшем случае эскизы, а в худшем свои представления о том, какой должна быть природа, нравящаяся покупателю. Пейзажи были самым популярным жанром, и было их без счета. Главным был сюжет – перечень вещей, которые владельцы картины будут разглядывать и узнавать. В современном искусстве (в идеале) пейзаж это поиск нового взгляда на натуру, стремление увидеть в природе/городе характерное и удивительное, что ни фотоаппарат, ни случайный путник не заметят. Сейчас никто не говорит, разглядывая картину: «Дааа, надо был им ремонт делать лет шесть назад, тогда было бы дешевле, сейчас надо всю крышу перекладывать, да и голубятню они слишком близко от трубы поставили, из-за дыма вяхирям будет туго.» Покупатель же Блумарта как раз так и думал. Совсем как в анекдоте Хогстратена, голландец ценил детали.

На своей картине (№ 4) Блумарт написал полуразрушенный крестьянский дом, осла, спящего в пыли (и ведь его тоже можно обсудить – «Вот глупая скотина!»), драные корзины, битые горшки, кирпичи и крестьян. То есть не голых богинь, даже не пастушков с пастУшками, не арабских скакунов, не барашков с розочками и ленточками. Вовсе не возвышенно. Такой домашний пейзаж характерно голландский. Это отступление от правил и теорий искусства. В просвещенных странах считалось правильным писать идеальную красоту и вечное (Клод Лоррен), а не соседнюю деревню и сиюминутное. Другие примеры невозвышенности будут ниже в этой заметке.

Большинство образованных голландских любителей прекрасного пейзажи не любили, почти не было их в самых главных коллекциях. Некоторое исключение делалось для заморских, обычно итальянских видов. Холсты с изображением местных болот и мельниц были чем-то вроде китча, и покупали его те, кто в прекрасном не разбирались. Столь превознесенные через двести лет картины еще не стали тогда воплощением КРАСОТЫ, а были всего лишь принятым повсюду украшением комнат. Заурядные люди хотели на стене заурядную картинку с бурей/замком/опушкой/болотцем и утками, а не шедевр. Художники это знали, вели себя соответственно, шедевры никто производить и не стремился.

Из дешевой живописи самыми дешевыми были пейзажи. Да и сейчас, если кому-то захочется у себя более или менее профессиональную голландскую картину 17 века за несколько сот евро, то за эту цену скорее всего найдется пейзаж – вешайте на здоровье!

Голландские же гении стали считаться таковыми лишь в 19 и 20 веках, а до того и ван Гойен, и Хоббема, и Сломон ван Рейсдал, и без счета других пейзажистов без особых творческих мук поставляли на рынок свои дешевые виды (иногда написанные за один день!). Поэтому же множество голландских пейзажей сейчас без автора, вроде картин, которые покупаешь в ИКЕЕ. Зачем такому имя творца? Единственным пейзажистом с репутацией, стабильным доходом, ценителями-клиентами и даже славой был Корнелис ван Пуленбург, он писал, конечно, не Голландию, а красивые пейзажи с Италией, где на фоне античных развалин резвилось большое количество голых женщин.
 
Стаффаж, чтоб было веселее

Давно замечено, что голландских картин без стаффажа (маленьких фигурок, не влияющих на композицию) не бывает. Если вдуматься, то удивительно. Четыреста лет тому назад как-то по-другому они думали об искусстве. Не как мы. В 19 и 20 веках большинству художников сюжетных добавок к пейзажу не требовалось, более того – они были почти запретны, пейзаж ведь не о том, что бесприютному путнику надо шагать по длииииииинной дороге, а о небе, тверди, свете, цвете и пространстве. Так почему в 17 веке такая одержимость украсить природу человеческим присутствием? Ответа на этот вопрос нет, любое предположение будет беспочвенно. Мы просто не знаем.

Правда, среди десятков тысяч старинных голландских пейзажей найдутся холсты и без персонажей. Вот один такой, кисти Яна Вейнантса (Jan Wijnants 1632-1684).

№ 11 Ян Вейнантс Пейзаж в дюнах 1667, Картинная галерея старых мастеров, Кассель, 38.2х36.1 см.

1-s10.jpg
 
Правда, среди десятков тысяч старинных голландских пейзажей найдутся холсты и без персонажей. Вот один такой, кисти Яна Вейнантса (Jan Wijnants 1632-1684).

А вот и нет!

Эта законченная и подписанная (!) работа на самом деле полуфабрикат, ждущий стаффажа, Вейнантс никогда не писал людей самостоятельно, но на всех его картинах обязательно действие и людское копошение. То есть художник картину заканчивал, подписывал, дальше, вероятно, передавал продавцу, который искал мастера фигурок, а тот уже по своему усмотрению оживлял дюны и дорогу. Если сравнить с прозой, то гипотетическим похожим примером было бы сотрудничество незнакомых друг с другом мастера описания природы и мастера диалогов, которые вместе выпускали бы романы, по отдельности посылая свои тексты далекому издателю, чтобы тот склеил их в целое произведение. Тут надо сказать, что мы НИЧЕГО не знаем о том, как продавались картины на рынке искусства. О заказах есть документы, а вот о лотереях, магазинах, дилерах, условиях, сотрудничестве – почти нет.
 
А теперь другая, уже «законченная» картина Вейнантса, где охотников и песиков написал Адриан ван де Велде. Вот каким становился законченный полуфабрикат.


№ 12 Ян Вейнантс Пейзаж с двумя охотниками между 1655-1672, Ряйксмузеум, Амстердам, 37х34 см.

1-s11.jpg

Вейнантс обычно писал на переднем плане родные голландские дюны (ох, как избегали голландцы на картине плоской земли!), а вдали – итальянские холмы (чтобы и там ни в коем случае не ровно!). Сейчас Вейнантса помнят лишь специалисты, но в 18 и 19 веках он был превозносим в Англии и повлиял на многих пейзажистов, самый главный из которых – Гейнсборо. Адриан ван де Велде, написавший фигуры на «Пейзаже с двумя охотниками» был известным мастером стаффажа, и его зверобои, путники и крестьяне «улучшали» картины Рейсдала, Яна ван Хейдена, Хоббемы, Алларта ван Эвердингена, Филипса Конинка. То есть у художника, а Адриан ван де Велде был известным и успешным мастером, не было никаких творческих терзаний, живопись была заработком денег, и он делал то, что лучше оплачивалось, никакой славы стяжать не собирался, а вполне удовлетворялся доделыванием чужих картин, если хорошо платили.
 
Вейнантс же сам стаффаж не писал никогда, хотя другие мастера (Кейп, ван дер Нер и, разумеется, Адриан ван де Велде) писали картины полностью сами, а третьи иногда писали фигуры самолично, а иногда заказывали подвернувшемуся мастеру. Все дешевые пейзажи выполнялись в один присест одним художником.


Все-таки картины совсем без стаффажа тоже есть, они очень редки, часто выполнены в особой свободной манере, где краска не заглажена, а похожа на хаос, из которого Ян ван Гойен в рассказе Хогстратена извлекал пейзаж. Вот одна такая.


№ 13 Имитатор Геркулеса Сегерса Горный пейзаж начало 17 в., Национальная галерея, Лондон, 57.8х82.2 см.

1-s12.jpg
 
Украшение-оживление пейзажа могло быть обычным, но иногда оказывалось э-э-э… странным. Для примера возьму картину Яна Асселяйна (Jan Asselijn 1610–1652), где стаффаж почему-то связан с фекалиями.


№ 14 Ян Асселяйн Замерзший ров у городских стен ок. 1647, Ворчестерский музей искусств, 67.3х106 см.

1-s13.jpg
 
Вероятно, мотивы эти тут для смеху. Подобного юмора (хм) у голландцев немало – это и боевая лошадь, наливающая под собой лужу, на картине Винкбонса (или же Вранкса, атрибуция гуляет), это лошади и коровы Поттера (самая знаменитая из таких в Эрмитаже), подражающие лошади Винкбонса, это спаривающиеся собаки на «Проповеди Иоанна Крестителя» кисти Рембрандта и так далее. Вот этот пейзаж Винкбонса/Вранкса (ранний 17 век), картина была очень популярна, до наших дней сохранилось 17 ее версий.


№ 15
Давид Винкбонс или Себастиан Вранкс Пейзаж с солдатами в засаде первая половина 17 в., частная коллекция, 64.4х48.5 см.

1-s15.jpg

Вся голландская пейзажная живопись это не документальное, а постановочное кино. Художественное кино. Потому разыгрываемые сцены имеют мало общего с реальностью. Многочисленные охотники, разбойники и солдаты в лесах и дюнах выдуманы, они написаны (для горожан!), чтобы было еще красивее и еще интереснее. Права на охоту были лишь у совсем малочисленной аристократии, обычные голландцы таким баловством не занимались, разбойников в лесах было немного, потому что лесов в густонаселенной и рукотворной стране почти не осталось, солдаты же хотя и существовали на самом деле, но служили вдали от Харлема, Амстердама или Гааги, где картины писались и покупались. Экзотичный стаффаж привлекал публику, как ныне те же самые разбойники или герои-снайперы (вряд ли встреченные в реальности хоть кем-то) привлекают зрителей в кинотеатры.
 
Skyline

Реализм деревьев, зданий и холмов на голландском пейзаже тоже под стать кинофильму. Все там неправда, зато ощущение от картины, что «как в жизни». В заметке о Рейсдале я писал, что он был единственным художником, кто рисовал деревья определенного рода (не вида!), а не просто ствол, ветви и листья, чтобы вышло что-то приблизительно похожее. Тут я не говорю о примечательных громадных или (еще лучше) искореженных деревьях, которые на картины попадали главными именинниками. Эти зарисовывались специально, как и прочие необычные мотивы. Обычно же растительность второго плана живописцы выдумывали, и лишь пальмы и елки отличались у них друг от друга… Да и то – не всегда.


№ 15
Roelant Savery Сражение льва и быка ок. 1628, частное собрание, 116.5х140 см.

1-s16.jpg

Здесь на картине с пальмой и елью можно увидеть и льва. Художником ни разу не встреченного, зато уверенно изображенного. Ну а было ли что-то, что голландцы писали и рисовали похоже? Повторю еще раз. У них ВСЁ похоже, только с натурой их картины не в родной, а в двоюродной связи.
 
Сверху