Утро в Утрехте

Мастер мориссонского триптиха, 1515 год
Или Мастер триптиха Моррисона. По нидерландски Meester de Morrison triptiek .

Попробуем вникнуть..

Мастер триптиха Моррисона, нидерландский художник первой четверти шестнадцатого века, обязан своим названием триптиху из коллекции музея изобразительных искусств в Толедо, Огайо, ранее находившемуся в собрании Моррисона. Различные исследователи отождествляли мастера с Арианом, учеником Массейса в 1495; ставшим в 1499 мастером Адрианом Скиллеманом; или с Симоном ван Херламом (Харлемом).


179734511_e04f09aec7_b.jpg


На внешних сторонах боковых панелей изображены Адам и Ева.

180964238_1fd069b832_o.jpg
180964241_3b02aa722a_o.jpg



Композиция триптиха мастера восходит к композиции картины Ханса Мемлинга на тот же сюжет (Вена):


180882637_cea195a684_o.jpg



Фридлендер (Der Meister des Morrison Triptychons, Zeitschrift für bildende Kunst 50/26 (1915)) также отнес к творчеству мастера триптиха Моррисона "Мадонны с Младенцем и святыми в саду" (Лондон) и "Поклонение волхвов" (Филадельфия).


180872360_69a188ed47_o.jpg

180936319_da98453680_o.jpg



Обратите внимание на здание на заднем плане "Поклонения" - это собор Антверпена с недостроенной башней. Состояние башни позволяет датировать "Поклонение" около 1510. Ещё одно поклонение волхвов, на этот раз вместе с поклонением пастухов, находится в Вальядолиде, в приходской церкви Спасителя (1504). Известны и другие примеры подобного соединения резных и живописных элементов в одном алтаре. Ранее алтарь приписывался Массейсу или его последователям.


180984488_d573b1ddf2_o.jpg


"Поклонение пастухов"

180871673_6436a7c864_o.gif



Центр изучения южнонидерландского и льежского искусства пятнадцатого века относит к творчеству этого мастера ещё ряд картин, в том числе и две в королевском музее изобразительных искусств в Брюсселе: "Свв. Анна и Иоахим у Золотых ворот" и "Мадонна с музицирующими ангелами":

180942171_3a1052c080_o.jpg

180871670_150d79ff9f_o.jpg


Ещё одна вариация на тему Мадонны в окружении ангелов была продана в Лондоне на аукционе Сотбис в 1997 году (3 декабря 1997, лот 29).

181353003_dc83f5ad15_o.jpg


До нас также дошло две композиции на тему "Иисус в доме Симона" (Харлем; Йорк). Йоркская картина приписывалась последователю Дирка Боутса, что неудивительно - достаточно сравнить ее с картиной Дирка Боутса в Берлине:

Харлем.
180979425_db351b9d1b_o.jpg


Йорк.
180979426_d24164e564_o.jpg


Дирк Боутс. Берлин.
180979424_b7adb144f4_o.jpg


Целый ряд картин художника находится в немецких музеях (Бонн, Дармштадт, Франкфурт). Вот, к примеру, месса св. Григория (Франкфурт). На другой, находящейся в том же собрании панели изображена св. Варвара.

182236702_7fb98cabe0_o.jpg
 
Все таки потихоньку начинаю узнавать, как старых знакомых, картины в интернете и музеях :biggrin:

polü.jpg20231022_110614-2.jpg
 
Ты хоть источники обозначай, откуда тексты. А то вдруг почитать первоисточник захочется. В научно-исследовательских кругах принято так. :wink3:

Немного текста

"Мост через бездну. Книга 4" Паола Волкова

Когда мы говорим о Средневековье — то должны иметь в виду, что оно никогда не было мрачным, оно было великим и гениальным. И таких эпох в истории Европы — мощных, гениальных, талантливых — было много, а мы до сих пор не можем всё это осмыслить.
Средневековый человек воспринимал мир как единый, все его части осознавались не как самостоятельные, а как части одного целого, находящиеся в гармоническом отношении друг к другу. Главным регулятивным принципом средневекового мира являлся Бог, «модель мира» соотносилась с добром и злом, а время и пространство имели сакральный характер, то есть единство существовало на метафизическом уровне. Единство всех компонентов средневековой культуры нашло свое отражение в архитектуре — соборах романского и готического стиля.
Сегодня практически не сохранилось средневековых фрагментов фонтана — всё было отреставрировано. Но это никак не сказывается на символике — попытке средневекового скульптора показать единство средневекового мира, единство рода человеческого, включив в концепцию фонтана не только знаменитых людей того времени, но и ветхозаветных пророков, античных ученых и философов, Отцов Церкви, а также четырех евангелистов.
Рыцарская культура стала складываться при дворе Карла Великого. И он на самом деле был Великим. Прекрасный законодатель. При нем создаются первые образы рыцарственного служения. В его законодательном сборнике, или иначе Кодексе, была одна великолепная запись: «Если вы доносите на своего соседа, то в тюрьму садитесь вы, а не он. До тех пор, пока не выяснится, написали вы правду или нет». Если вы написали неправду, вам отрубали правую руку, которой вы писали. А в XVII веке вам только стоило донести, как тут же брали того человека, на которого вы составили донос. Вот оно — падение рыцарской культуры.
 
Используя форум, как записную книжку мыслей, ты явно понимаешь, что её читают. А посему и листая твой дневник, у людей не присутствовавших при данных мероприятиях, возникают вопросы к тебе, как к человеку несколько глубже окунувшемся в тему европейского средневековья.:wink3:

Давай вопросы! Ударим по средневековью!

И вообще, сама мысль, почему действо на европейских улицах происходит, интересно понять. Тоже не спроста. О чём хотел сказать художник? Что в этот период происходило в Европе? 🤷‍♂️

Это обычное дело, когда в те, давние времена, в принципе уже и не средневековые, художник изображал ветхозаветные истории в современных ему интерьерах.

Вот, к примеру, сегодня я разбирался с картиной Питера Брейгеля "Перепись в Вифлееме"

Pieter_Bruegel_the_Elder_-_The_Census.jpg


Питер Брейгель Старший
Перепись в Вифлееме. 1566
нидерл. De volkstelling te Betlehem[1]
англ. The Census at Bethlehem
фр. Le dénombrement de Bethléem[2]
нидерл. Volkstelling in Betlehem
Дерево, масло. 116 × 164,5 см
Королевские музеи изящных искусств, Брюссель


Брейгель переносит действие библейского сюжета, описанного в Евангелие от Луки, в современное ему нидерландское поселение. Город изображён снежной зимой, чего в реальном Вифлееме не бывает. Художник (и зритель) будто разглядывают поселение то ли из башни, то ли из чердачного окна какого-то сооружения. Кончается короткий зимний день — красное солнце садится за ветвями дерева. Косвенным указанием на месяц события может служить человек, режущий свинью. Обычно в Нидерландах это случалось в декабре. Свинью собрались опалять, для чего уже приготовили снопы соломы. Эта группа неоднократно встречается в картинах Брейгеля. Именно этим занимаются жители на картине «Охотники на снегу», разложившие костёр.

У дверей постоялого двора собралась плотная толпа людей — там выставлены столы и хозяйничают чиновники, обложенные налоговыми книгами. И хотя картина называется «перепись», действия чиновников не что иное, как сбор налогов. В центре картины расположена никем не замеченная пара: он — с плотницким инструментом, она — верхом на осле. Только по этим атрибутам можно понять, что в город прибыло Святое Семейство, направляющееся к постоялому двору. Картина представляет собой настоящую энциклопедию жизни небольшого городка зимой. Люди заняты своими повседневными делами: строительством сарая, сбором хвороста, дети увлечённо играют на льду. Среди множества деталей на картине можно рассмотреть даже герб Габсбургов на стене постоялого двора. :shok:

Pieter_Bruegel_der_Ältere_-_Volkszählung_zu_Bethlehem_(Doppeladler).jpg

Однако! Не правда ли, друг Дмитрий?

Свинья в заснеженном Вифлееме...

Pieter_Bruegel_der_Ältere.jpg
 
Ну, Вифлеем-то там условный. Вот что пишут об этом искусствоведы от хозяев картины. Утверждают, что мероприятие происходит в Утрехте. Вот и свиней режут. Картина бытия с элементами библейского сюжета. Пойди, пойми их средневековцев. Видать, какая-то причина у Брейгеля была в смешении. Или XVI век ближе к событиям библейским был и по духу и по времени, поэтому интерпретация картины однозначно, другая была. Или же какой-то подвох Брейгеля, соответственно иронии того времени? Не спроста же "Вифлеем" обозначен в названии работы.
 

Вложения

  • Screenshot_1.jpg
    Screenshot_1.jpg
    139.4 KB · Просмотры: 3
Ну, Вифлеем-то там условный.

Пойди, пойми их средневековцев.

Ты как то определись...

Важно то, что для человека того времени это были реальные события, которые разыгрывались каждый год и шли по кругу. Время они воспринимали однозначно не так как сейчас. Возможно, что прошлого для них вообще не существовало.


Ну и на картине то прибытие святого семейства в Вифлеем..

Pieter_Bruegel_the_Elder.jpg
 
Так не я же написал, что событие происходит в Утрехте, а специалисты из музея, где висит картина. Они видимо, в названии кавычки у слова "Вифлеем" поставить забыли.
 
Так не я же написал, что событие происходит в Утрехте, а специалисты из музея, где висит картина. Они видимо, в названии кавычки у слова "Вифлеем" поставить забыли.
А почему ты фразу - заснеженная деревня Брабанта интерпретируешь как дело было в Утрехте? 🙂
 
:blush2: Пардоньте, немного перепутал на ночь глядя города. Ассоциативный ряд со словом "Нидерланды".
Конечно же Брабант:grin:
 
Но мы все же еще в Утрехте...

20231022_110756.jpg

Известная картина..


Гертген тот Синт-Янс, Гертген ван Харлем (нидерл. Geertgen tot Sint Jans; 1460 или не ранее 1465 и не позднее 1468, Лейден, графство Голландия— 1490 или около 1495, Харлем) — северо-нидерландский живописец. Никаких современных документов о жизни художника до сих пор не обнаружено, но самый ранний опубликованный отчет о его деятельности датируется 1604 годом, в « Шильдер-беке» Карела ван Мандера.
 

Вложения

  • 20231022_110756.jpg
    20231022_110756.jpg
    763.6 KB · Просмотры: 1
Но мы все же еще в Утрехте...

Посмотреть вложение 362965

Известная картина..


Гертген тот Синт-Янс, Гертген ван Харлем (нидерл. Geertgen tot Sint Jans; 1460 или не ранее 1465 и не позднее 1468, Лейден, графство Голландия— 1490 или около 1495, Харлем) — северо-нидерландский живописец. Никаких современных документов о жизни художника до сих пор не обнаружено, но самый ранний опубликованный отчет о его деятельности датируется 1604 годом, в « Шильдер-беке» Карела ван Мандера.
Интересно, работа есть, имя, хоть с первого раза и прочитать сложно, есть... А информация только через 100 лет появилась. Благодарные потомки вспомнили?
 
Интересно, работа есть, имя, хоть с первого раза и прочитать сложно, есть... А информация только через 100 лет появилась. Благодарные потомки вспомнили?

Тут уже однозначно не скажешь. Зная, как оно бывает, можно только предполагать.
Момент, конечно, интересный. Надо будет поискать в нидерландских источниках. Вполне можно предположить, что за пятьсот то лет чего то там и не сохранилось и потерялось, сгорело, отсырело. А вот в 1604 году как раз еще и лежали нужные бумаги в архивах.
 
Сверху