Утро в Утрехте

Мастер мориссонского триптиха, 1515 год
Или Мастер триптиха Моррисона. По нидерландски Meester de Morrison triptiek .

Попробуем вникнуть..

Мастер триптиха Моррисона, нидерландский художник первой четверти шестнадцатого века, обязан своим названием триптиху из коллекции музея изобразительных искусств в Толедо, Огайо, ранее находившемуся в собрании Моррисона. Различные исследователи отождествляли мастера с Арианом, учеником Массейса в 1495; ставшим в 1499 мастером Адрианом Скиллеманом; или с Симоном ван Херламом (Харлемом).


179734511_e04f09aec7_b.jpg


На внешних сторонах боковых панелей изображены Адам и Ева.

180964238_1fd069b832_o.jpg
180964241_3b02aa722a_o.jpg



Композиция триптиха мастера восходит к композиции картины Ханса Мемлинга на тот же сюжет (Вена):


180882637_cea195a684_o.jpg



Фридлендер (Der Meister des Morrison Triptychons, Zeitschrift für bildende Kunst 50/26 (1915)) также отнес к творчеству мастера триптиха Моррисона "Мадонны с Младенцем и святыми в саду" (Лондон) и "Поклонение волхвов" (Филадельфия).


180872360_69a188ed47_o.jpg

180936319_da98453680_o.jpg



Обратите внимание на здание на заднем плане "Поклонения" - это собор Антверпена с недостроенной башней. Состояние башни позволяет датировать "Поклонение" около 1510. Ещё одно поклонение волхвов, на этот раз вместе с поклонением пастухов, находится в Вальядолиде, в приходской церкви Спасителя (1504). Известны и другие примеры подобного соединения резных и живописных элементов в одном алтаре. Ранее алтарь приписывался Массейсу или его последователям.


180984488_d573b1ddf2_o.jpg


"Поклонение пастухов"

180871673_6436a7c864_o.gif



Центр изучения южнонидерландского и льежского искусства пятнадцатого века относит к творчеству этого мастера ещё ряд картин, в том числе и две в королевском музее изобразительных искусств в Брюсселе: "Свв. Анна и Иоахим у Золотых ворот" и "Мадонна с музицирующими ангелами":

180942171_3a1052c080_o.jpg

180871670_150d79ff9f_o.jpg


Ещё одна вариация на тему Мадонны в окружении ангелов была продана в Лондоне на аукционе Сотбис в 1997 году (3 декабря 1997, лот 29).

181353003_dc83f5ad15_o.jpg


До нас также дошло две композиции на тему "Иисус в доме Симона" (Харлем; Йорк). Йоркская картина приписывалась последователю Дирка Боутса, что неудивительно - достаточно сравнить ее с картиной Дирка Боутса в Берлине:

Харлем.
180979425_db351b9d1b_o.jpg


Йорк.
180979426_d24164e564_o.jpg


Дирк Боутс. Берлин.
180979424_b7adb144f4_o.jpg


Целый ряд картин художника находится в немецких музеях (Бонн, Дармштадт, Франкфурт). Вот, к примеру, месса св. Григория (Франкфурт). На другой, находящейся в том же собрании панели изображена св. Варвара.

182236702_7fb98cabe0_o.jpg
 
Все таки потихоньку начинаю узнавать, как старых знакомых, картины в интернете и музеях :biggrin:

polü.jpg20231022_110614-2.jpg
 
Ты хоть источники обозначай, откуда тексты. А то вдруг почитать первоисточник захочется. В научно-исследовательских кругах принято так. :wink3:

Немного текста

"Мост через бездну. Книга 4" Паола Волкова

Когда мы говорим о Средневековье — то должны иметь в виду, что оно никогда не было мрачным, оно было великим и гениальным. И таких эпох в истории Европы — мощных, гениальных, талантливых — было много, а мы до сих пор не можем всё это осмыслить.
Средневековый человек воспринимал мир как единый, все его части осознавались не как самостоятельные, а как части одного целого, находящиеся в гармоническом отношении друг к другу. Главным регулятивным принципом средневекового мира являлся Бог, «модель мира» соотносилась с добром и злом, а время и пространство имели сакральный характер, то есть единство существовало на метафизическом уровне. Единство всех компонентов средневековой культуры нашло свое отражение в архитектуре — соборах романского и готического стиля.
Сегодня практически не сохранилось средневековых фрагментов фонтана — всё было отреставрировано. Но это никак не сказывается на символике — попытке средневекового скульптора показать единство средневекового мира, единство рода человеческого, включив в концепцию фонтана не только знаменитых людей того времени, но и ветхозаветных пророков, античных ученых и философов, Отцов Церкви, а также четырех евангелистов.
Рыцарская культура стала складываться при дворе Карла Великого. И он на самом деле был Великим. Прекрасный законодатель. При нем создаются первые образы рыцарственного служения. В его законодательном сборнике, или иначе Кодексе, была одна великолепная запись: «Если вы доносите на своего соседа, то в тюрьму садитесь вы, а не он. До тех пор, пока не выяснится, написали вы правду или нет». Если вы написали неправду, вам отрубали правую руку, которой вы писали. А в XVII веке вам только стоило донести, как тут же брали того человека, на которого вы составили донос. Вот оно — падение рыцарской культуры.
 
Сверху