Андрей Пустоваров
Супер-Модератор
Небольшой флешбэкИстория самих Морискенов (Moriskentänzer), изготовленных Эразмов Грассером является образцом отношения к готическим скульптурам в XVIII и XIX веках.
В 1726 году все морискены (Грассер изготовил 16 фигур) подвергся тщательной реставрации и получил барочное оформление вместо позднеготического. То есть фигуры были разукрашены в совершенно другом стиле.
В 1778/79 годах морикены были вообще перекрашены в белый цвет.
В 1842 году Людвиг Шванталер (1802-1848) получает в подарок четыре танцующие фигурки.
Далее они перешли из его владений к одному итальянскому дворянину.
В это время фигуры были очищены от краски.
Усилия Мюнхенского городского магистрата по возвращению фигур увенчались успехом в 1887 году.
Тогда же эти четыре фигурки были полностью покрашены в Мюнхене, а остальные перекрашены.
В 1928 году морискены были переданы из Ратуши в музей и там отретсаврированы и снова перекрашены. Уточню, что в музей были переданы 10 сохранившихся фигур. Изначально Грассером было изготовлено 16 фигур. Куда делись 6 фигур из немецких текстов я так пока и не понял.
В процессе работы четыре фигуры, перекрашенные в 1887 году, были полностью смыты, а три из них полностью перекрашены. Одна из них до сих пор остается неокрашенной. Остальные шесть фигур также были очищены от новых слоев краски, но также и от существенных частей оригинальной версии. Сегодня сохранились лишь остатки позолоты, полимент серебрения, меловая основа с гравировкой и мельчайшие реликвии первоначальной окраски.
В 1931 году Мюнхенский городской музей выставил фигуры в зале. С тех пор экспонируются (с перерывами) и являются одними из самых ценных экспонатов музея.
Посмотреть вложение 336317
Из интервью коллекционера Перченко
Если с произведением искусства устанавливается «контакт», то я, как правило, его беру. Здесь вопрос даже не «нравится — не нравится», а взаимодействие некое. Как я и говорил, важнейшим является качество исполнения и сохранность. Если вмешательство реставраторов составляет более пяти процентов, мне вещь становится неинтересной.
Пять процентов реставрации...