календарь интеллигентного коллекционера 2020-2023

Вставай страна огромная

upload-Lunch.jpg
 
80 лет назад — 23 августа 1943 года — с освобождением Харькова завершилась Курская битва.

xa.jpg


За победу на Курской дуге бронетанковые и механизированные войска РККА заплатили весьма высокую цену. В Курской стратегической оборонительной операции было потеряно 1 614 советских танков и САУ, в Орловской стратегической наступательной операции — 2586 танков и САУ, в Белгородско-Харьковской стратегической наступательной операции — 1 864 танка и САУ. Итого — 6064 танка и самоходных артиллерийских установок. О потерях вермахта в Курской битве споры идут до сих пор (по разным данным, Германия потеряла от 760 до 1200 танков). Генерал Фридрих фон Меллентин, в частности, пишет: «Наши танковые дивизии, находившиеся в таком прекрасном состоянии в начале битвы, были теперь обескровлены».
 
Неделю не был на форуме и вернулся в пятницу, тринадцатого!

Пятница, тринадцатое это вообще повод посидеть на форуме! Как то никакая другая комбинация цифр и букв не вызывает никаких эмоций. Да и есть ли другие комбинации?

Так что, друг Дмитрий, приглашаю на тринадцатопятничные посиделки на форуме!

Кстати

Существует специальный термин, обозначающий страх пятницы, которая выпала на 13-е число.

«Параскаведекатриафобия – боязнь пятницы, 13-го дня месяца».

Данный термин предложил американский психолог Дональд Досси, специализирующийся на лечении иррациональных страхов.

Слово «параскаведекатриафобия» состоит из греческих слов: параскева – пятница, декатрейс – тринадцать, фобия – страх.

Информация к размышлению
Параскева Пятница — в народной традиции православных славян мифологизированный образ, основанный на персонификации пятницы как дня недели и культе святых Параскевы Иконийской, именуемой Пятницей и Параскевы Сербской. По мнению ряда исследователей, на Параскеву Пятницу были перенесены некоторые признаки и функции главного женского персонажа славянской мифологии — Мокоши, образ которой связан с женскими работами (прядением, шитьём и др.), с браком и деторождением, с земной влагой. В народной традиции образ Параскевы Пятницы также соотносился с образом Богородицы, святой Анастасии Узорешительницы, и Недели, как персонифицированного образа воскресного дня.


Христос был распят в пятницу

Евангелие от Иоанна»
«Иоанн говорит, что осуждение Христа на распятие и, следовательно, само распятие состоялось в пятницу перед Пасхой (точнее: в пятницу Пасхи, заменяя этим указание евангелиста Марка: «пятница, которая перед субботой»). Этим он хотел отметить особую важность того дня, в который был распят Христос: Христос, так сказать, приготовляется к закланию (само слово пятница по-гречески означает «приготовление»), как приготовлялся накануне Пасхи к ночной трапезе агнец». В связи с этим у православных есть особенный день – Страстная (Великая) пятница за день перед Пасхой. «Страстная пятница – день, в который вспоминается распятие Иисуса Христа, и она является самым строгим и скорбным днем Великого поста»

Информация к размышлению
Историки считают, что 13 ведет свою дурную славу непосредственно от роковых событий Тайной вечери, где за столом было как раз 13 человек: сам Христос и 12 апостолов. Один из собравшихся оказался предателем и выдал Учителя. И на следующий день – как раз и была та самая Страстная пятница, когда Христа распяли.

Каббалисты (последователи религиозно-мистического течения в талмудическом иудаизме) считали, что Духов Зла всего 13.
Кстати, «евреи изображали число 13 буквой «М», с которой начинается слово «смерть» («мем»)» .
В колоде Таро есть карта под номером 13 с изображением «Смерти».

Еще одна история связанная с пятницей.

Думаю, что все знают историю о тамплиерах.

Тамплиеры (фр. templiers «храмовники»), также известны под официальными названиями О́рден бе́дных ры́царей Христа́ (фр. L'Ordre des Pauvres Chevaliers du Christ), О́рден бе́дных ры́царей Иерусали́мского хра́ма (фр. L'Ordre des Pauvres Chevaliers du Temple de Jerusalem), Бе́дные во́ины Христа́ и Хра́ма Соломо́на (лат. Pauperes commilitones Christi Templique Salomonici) — духовно-рыцарский орден, основанный на Святой земле в 1119 году небольшой группой рыцарей во главе с Гуго де Пейном после Первого крестового похода. Второй по времени основания (примерно через 20 лет после Госпитальеров) из религиозных военных орденов.

В 1307−1314 годах члены Ордена подверглись арестам, пыткам и казням со стороны французского короля Филиппа IV, крупных феодалов и Римско-католической церкви, в результате чего Орден был упразднён папой Климентом V в 1312 году.

Иногда пишут, что в пятницу 13 октября 1307 года французский король Филипп IX Красивый казнил рыцарей ордена тамплиеров. Существует несколько версий произошедшего: по одной из них – правитель решил завладеть богатствами рыцарей, по другой – к этому его подтолкнул папа Римский, увидевший сон, где сам Христос сказал уничтожить этих людей. Но, скорее всего деньги..

"Французский король поэтому вполне мог заняться поисками более приемлемой кандидатуры. Перед его глазами стоял сверкающий мираж тамплиерских сокровищ. Красный алмаз, превращающий свинец в золото, снился ему ночами. Воспаленным светом мерцал он во тьме королевского балдахина беспокойным, зовущим огнем."

Но дело в том, что в этот день, так сказать, ровно 716 лет назад, были не казнены, а арестованы храмовники.
Из королевской канцелярии во все "конторы" Франции были разосланы запечатанные письма с условием, что они будут вскрыты в пятницу, 13 октября 1307 г., и далее действовать в строгом соответствии с их содержанием. В письмах содержались ордера на арест. Эта согласованная общегосударственная акция позволила предотвратить предупреждение монахов друг о друге. Благодаря многочисленным и почти одновременным арестам все тамплиеры во всей сфере влияния Филиппа были застигнуты врасплох. Королевская сторона хвасталась, что спастись удалось лишь двенадцати рыцарям, в том числе одному сановнику. Волна арестов представляла собой хорошо организованную операцию полицейских сил - первую в истории операцию такого рода.

Наиболее яркие слова о последствии падения рыцарей Храма принадлежат Чарльзу Уильяму Гекерторну:
«С Тамплиерами погиб целый мир; рыцарство, крестовые походы кончились с ними. Даже папство получило ужасный удар. Символизм был глубоко потрясён. Возник жадный и бесплодный торговый дух. Мистицизм, озарявший таким ярким светом прошлые поколения, нашёл холодность, недоверие в душах людей. Реакция была сильная, и Тамплиеры первые пали под жёсткими ударами Запада, стремившегося возмутиться против Востока, который до сих пор во многих отношениях преобладал в нём, управлял им и притеснял его»

Приведенная мною цитата, это цитата из книги моего земляка, писателя фантаста Еремея Парнова. Книга называется "Ларец Марии Медичи". По нему, еще в советское время, был снят отличный фильм, но книга интереснее. Советую прочесть. Дэн Браун со своими ангелами и демонами оттуда вырос.


Вернемся к пятнице.

Информация к размышлению
Некоторые европейские и американские авиакомпании иногда избегают цифры 13 в обозначении рядов в самолетах – после 12 сразу идет 14. Ради психологического комфорта пассажиров на такие уступки шли Air France, Iberia, Lufthansa, United Airlines и другие. Кстати, в некоторых отелях США нет номеров 13, а в небоскребах иногда пропускают 13-й этаж.


Так что хорошего настроения и удачи в любой день!

13-p.jpg
 
Пятница, тринадцатое это вообще повод
Забыл напомнить

В выставочных залах Патриаршего дворца и Успенской звонницы Музеев Московского Кремля в пятницу 13 октября 2023 года открылась выставка, посвящённая Оружейной палате периода осмысления национальной истории в XIX веке. Проект продемонстрирует, как переплетаются вымысел и действительность в истории уникальных памятников из кремлевского собрания.
Выставка под названием «Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата» пройдёт в Музеях Московского Кремля и расскажет о патриотическом подъеме начала XIX века, вызванном Наполеоновскими войнами, возрастании в то время интереса к Средневековью, творцах легенд и первых исследователях кремлёвского собрания.
Именно в эпоху романтизма исследуются и публикуются древние памятники Оружейной палаты, связанные с важнейшими событиями отечественной истории. При этом многие из них получали вымышленные атрибуции, подчеркивавшие их связь с известными русскими правителями и другими выдающимися деятелями. Так в музейном собрании «появились» посохи великих князей Андрея Боголюбского и Ивана Калиты, шлем великого князя Александра Невского, детский доспех великого князя Дмитрия Донского, кольчуга Марфы Посадницы, булава Марины Мнишек, хотя на самом деле эти предметы не имели никакого отношения к названным персонажам русской истории.



13102023_1.jpg
 
Забыл напомнить

В выставочных залах Патриаршего дворца и Успенской звонницы Музеев Московского Кремля в пятницу 13 октября 2023 года открылась выставка, посвящённая Оружейной палате периода осмысления национальной истории в XIX веке. Проект продемонстрирует, как переплетаются вымысел и действительность в истории уникальных памятников из кремлевского собрания.
Выставка под названием «Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата» пройдёт в Музеях Московского Кремля и расскажет о патриотическом подъеме начала XIX века, вызванном Наполеоновскими войнами, возрастании в то время интереса к Средневековью, творцах легенд и первых исследователях кремлёвского собрания.
Именно в эпоху романтизма исследуются и публикуются древние памятники Оружейной палаты, связанные с важнейшими событиями отечественной истории. При этом многие из них получали вымышленные атрибуции, подчеркивавшие их связь с известными русскими правителями и другими выдающимися деятелями. Так в музейном собрании «появились» посохи великих князей Андрея Боголюбского и Ивана Калиты, шлем великого князя Александра Невского, детский доспех великого князя Дмитрия Донского, кольчуга Марфы Посадницы, булава Марины Мнишек, хотя на самом деле эти предметы не имели никакого отношения к названным персонажам русской истории.



Посмотреть вложение 350228
Благодаря тебе - поставил в календарь желательных познаний ) !


С Уважением, Кирилл
 
В этот день в 1821 году родился Федор Достоевский


Из воспоминаний Анны Григорьевны Достоевской


Дело было так; в зиму 1870 года был назначен аукцион обстановки и вещей какой-то умершей немецкой герцогини. Продавались бриллианты, платья, белье, меха и проч., и залы ее отеля были переполнены публикой. В один из последних дней аукциона мы проходили мимо ее дома, и я предложила зайти посмотреть, как у немцев происходят продажи с публичного торга. Федор Михайлович согласился, и мы поднялись в зал. Вещей оставалось сравнительно немного и, по большей части, предметы роскоши, на которые среди экономных немцев нашлось мало охотников. Поэтому теперь вещи продавались не с бывшей оценки, а с предложенной цены. Вдруг Федор Михайлович заметил на полках буфета прелестный surtout de table богемского стекла, изящного стиля, темно-вишневого цвета с золочеными украшениями. Всего было восемнадцать вещей: две большие съемные вазы, две средние, шесть поменьше, четыре вазы для варенья и четыре тарелки, все одного же рисунка. Федор Михайлович, любитель изящных вещей, любовался на вазы и говорил: “Вот бы нам приобрести эти прелестные вазы. Хочешь, Анечка, купим?” Я смеялась, зная, что хоть у нас и есть деньги в эту минуту, но их не так много. Рядом с нами восхищалась хрусталем какая-то француженка; она говорила своей спутнице, что жалеет, что так много вещей, а то бы она купила часть их. Это услышал Федор Михайлович и мигом обратился к ней со словами: “Madame, купимте пополам”. Не прошло и пяти минут, как вещи были выставлены пред публикой с цены восемнадцать талеров, по одному талеру за вещь. Как ни экономны немцы, но такая незначительная цена за большое количество вещей показалась и им дешевою, и явились охотники, набавляя по funf Groschen. Один Федор Михайлович набавлял по талеру. С каждою минутою азарт в нем возрастал, я видела, что цена поднимается, и с ужасом думала: а что, если француженка откажется от покупки, все вещи достанутся нам? Аукционист, доведя до сорока одного талера и боясь упустить покупателей, закончил торг, и вещи стали нашею собственностью. Француженка не отказалась от покупки, и мы честно поделились вещами. Теперь предстояло покупку перенести домой. Федор Михайлович остался у вещей, а я с двумя носильщиками, несшими по вазе в каждой руке, отправилась домой. Им пришлось сходить за вещами два раза. Можно представить удивление моей матери, когда она увидела в комнате моего мужа коллекцию ваз. Первый вопрос ее был: “А как же вы все это повезете в Россию? Ведь у вас не сундуки, а чемоданы, ведь все это разобьется дорогой”. Это соображение не пришло в голову никому из нас, а если б и пришло, то Федор Михайлович в охватившем его азарте все-таки не отказался бы от покупки. Впрочем, все обошлось благополучно: из Дрездена часто уезжали русские в Петербург, и я просила знакомых взять по вазе и передать моей сестре. Этот surtout de table цел и поныне и составляет нашу семейную драгоценность.
 
Кирилл, спасибо за твою оценку моего труда. Мне это важно, просыпаясь утром, понимать, есть ли мне смысл писать дальше.

Спасибо
 
Кирилл, спасибо за твою оценку моего труда. Мне это важно, просыпаясь утром, понимать, есть ли мне смысл писать дальше.

Спасибо
Андрей, не всегда есть силы черпать что-то новое, но точно, благодаря тебе, что-то новое и интересное, что совсем не всегда встретишь в обыденной жизни, я читаю в твоих постах.

Спасибо.
 

2 января - день рождения великого фантаста Айзека Азимова​


Айзек Азимов, классик американской фантастической литературы, родился и три года прожил в России. Он тщетно пытался научить американцев выговаривать свою фамилию, издал три тома комментариев к Библии, будучи атеистом, считал ерундой высокий IQ и отказался работать над программой ПРО США ради творческой свободы.

asasa1.jpg

2 января 1920 года в семье мельника из деревни Петровичи Смоленской области родился Исаак Юдович Азимов.

asimov.jpg

В 1880 году в местечке Петровичи было 1035 жителей (499 мужчин и 536 женщин), в том числе 329 православных, 1 католик, 705 евреев (333 мужчины и 372 женщины).

По состоянию на 1887 г. в Петровичах было 132 дома (63 христианских и 69 еврейских), церковь и молитвенный дом, кожевенный завод, водяная мельница[


Он прожил в России до трех лет, но так и не узнал ни слова по-русски. Родители учили его идишу и английскому, а на русском вели между собой лишь тайные разговоры, выходя в другую комнату.
«Стоило бы им пожертвовать стремлением к приватности и заговорить на русском со мной, я бы стал впитывать его, как губка, и овладел бы вторым [кроме английского] мировым языком», — писал фантаст.
Он предполагал, что родители запланировали переезд давно, и хотели, чтобы их сын сразу воспитывался как американец. Азимов не сильно об этом сожалел, поскольку считал английский самым чудесным языком в мире.
Был атеистом, изучал Библию
Родители Айзека были ортодоксальными иудеями, а Юда Азимов хорошо знал Тору. Однако после переезда в США отец, вырвавшись из-под влияния деда, стал вести секулярный образ жизни и никогда не пытался воспитать сына иудеем. В итоге тот познакомился с Библией уже после чтения фантастики и греческих мифов, в чудеса не поверил и счел священный текст сборником еврейских мифов, но все равно заинтересовался Ветхим и Новым Заветами как культурно-историческими памятниками.

Уже будучи известным писателем, он опубликовал три «Путеводителя по Библии». Эти работы нельзя назвать академическими, но в них писатель попытался поместить Заветы в историко-географический контекст, создал множество карт и изложил свой взгляд на то, как древние политические события повлияли на легенды.

Писал про космос, боялся летать

Большая часть творчества Азимова посвящена космосу и межпланетным путешествиям, в том числе серия романов «Основание». Несмотря на это, писатель был аэрофобом и боялся даже земных, атмосферных полетов. За жизнь он летал на самолете лишь дважды, и потому мало путешествовал. Лишь в очень зрелом возрасте он полюбил круизы на корабле. В частности, с корабля он наблюдал за запуском «Аполлон-17» — последней в XX веке пилотируемой миссии на Луну.

Имел высокий IQ, но считал его бессмысленным

Азимов имел чрезвычайно высокий IQ (коэффициент интеллекта), равный 160. Считается, что показатель 100 — это уровень среднего человека, а более 130 баллов набирают лишь 2,3% людей. Долгое время фантаст состоял в обществе «Менса», куда допускают лишь тех, кто попадает в верхние 2% по уровню интеллекта. Однако сам писатель крайне скептически относился и к этому обществу, и к самой идее IQ, который его впервые заставили измерить во время срочной службы в армии США.

Он считал интеллект индивидуума продуктом окружающей культуры, а не биологическим показателем, который можно измерить объективно — вроде роста или веса. Высокие же баллы, считал Азимов, он набирал потому, что мыслил так же, как создатели теста. По его мнению, если бы тесты создавали не ученые, назначившие себя арбитрами в вопросах интеллекта, а автомеханики, плотники или фермеры, то результаты были бы совсем иными.

Еще меньше ему нравилось общество «Менса».

«Сколько бы ни был высок их IQ на бумаге, они были столь же иррациональны, как и все остальные. Некоторые [из членов общества] считали себя членами некой превосходящей всех группы, достойной править миром, а к не-менсовцам относились как к недостойным. <...> Хуже того, среди них были группы, которые признавали астрологию, имели антинаучные взгляды и любили разнообразный интеллектуальный мусор», — писал он.

В итоге он вышел из «Менса», устав от горделивости его членов и их непрерывных попыток членов возвыситься друг над другом.

Был чрезвычайно плодовитым писателем

Азимов начал писать еще в детстве. Рассказ «В плену у Весты» — первый сохранившийся из опубликованных, — сочинил в возрасте 18 лет. За 72 года жизни он выпустил около 500 книг — по его собственным подсчетам, это в среднем около 1000-1700 слов в день. Такая скорость у писателя часто вызывает подозрения, но Азимова никто даже не подозревал в использовании «литературных негров».

При этом далеко не все его произведения были фантастическими. В середине карьеры, — примерно в одно время с полетом «Спутника-1», — писатель посвятил себя научно-популярной литературе, написав более 100 книг, и вел колонку в Magazine of Science & Science Fiction. Азимов и сам имел ученую степень по химии, полученную в 1948 году в Колумбийском университете. К фантастике он вернулся лишь в последнее десятилетие жизни.

Помимо многочисленных книг и статей, фантаст написал около 90 тыс. писем и открыток, поскольку любил отвечать поклонникам.

Хотел, чтобы его любили целиком

Будучи уже признанным писателем, Азимов не хотел, чтобы его помнили как автора какой-то отдельной книги (подобно Гёте и его «Фаусту») или даже дюжины книг. Вместо этого писатель хотел, чтобы память осталась о комбинации «количества, качества и разнообразия [книг], которую не сможет повторить никто другой».

Вопреки его желанию и в силу устройства человеческого разума, Азимова помнят, в первую очередь, по сериям «Основание» и «Роботы». Первая из них посвящена далекому будущему цивилизации и Галактической Империи, вторая же, по сути, родила сам образ робота и слово robotics (робототехника).

Наконец, величайшим с художественной точки зрения произведением Азимова считается ранний рассказ «Приход ночи». Он повествует о вымышленной цивилизации, обитающей на планете со множеством солнц, где ночь из-за особенностей движения светил наступает лишь раз в 2049 лет. Никто из жителей планеты про темное время суток не знает и в его существование не верит: лишь один ученый предсказывает пришествие тьмы и гибель цивилизации и пытается построить убежище. В 1968 году американская ассоциация писателей-фантастов выбрала этот рассказ лучшим в истории жанра.

Ни секса, ни инопланетян

В середине XX века жанр научной фантастики многим казался низким и несерьезным. В связи с этим Азимова нередко спрашивали: почему в его книгах почти нет ни спекулятивного описания инопланетян, ни постельных сцен?

Действительно, непонятно, почему в книгах у писателя, который всю жизнь любил приставать к красивым женщинам, не было описаний секса. Однако про инопланетян ответ фантаст дал сам. В начале карьеры он пробовал их описывать, но читателям не нравились существа, намного превосходящие людей, а писать о недоразвитых инопланетянах Азимов не хотел.

В ответ на критику он написал роман «Сами боги», в котором были и секс, и инопланетяне. Книга получила всеобщее признание и нравилась самому Азимову — в первую очередь потому, что в образе инопланетян ему удалось описать полностью чуждую людям психологию.

Отверг предложение Пентагона

В конце 1950-х годов американский химик Артур Обермайер получил от правительства заказ — «выявить наиболее творческие подходы к созданию системы противоракетной обороны». Обермайер был хорошим другом Азимова, и решил, что никто не будет лучшем генератором идей, чем фантаст, сформировавший саму концепцию робота. Однако Азимов отверг предложение оборонного агентства DARPA о работе, — он боялся, что допуск к секретной информации не позволит ему свободно творить.

В качестве утешения фантаст написал для DARPA эссе о творчестве и креативном мышлении. Интересно, что вопреки господствующему тогда (и сейчас) мнению, Азимов отвергал коллективные «мозговые штурмы». Он считал, что творческому человеку необходимы периоды изоляции, в ходе которых ничто не будет мешать работе ума.

«Я считаю, что, когда дело касается творчества, необходима изоляция. Творческий человек в любом случае постоянно работает на созидание. Его разум постоянно перемешивает информацию, даже когда он этого не осознает. Присутствие других может только затормозить этот процесс, поскольку созидание смущает. На каждую вашу новую хорошую идею приходится сто или десять тысяч глупых, которые вы, естественно, не желаете демонстрировать», — писал он.

Умер от последствий ВИЧ-инфекции

Айзек Азимов скончался 6 апреля 1992 года, по официальной версии — от сердечной и почечной недостаточности. Лишь спустя много лет его жена рассказала, что писатель был заражен ВИЧ. При его жизни диагноз держали в секрете, поскольку зачастую этим вирусом заражаются либо при употреблении инъекционных наркотиков, либо при незащищенных половых контактах.

Азимова же заразили сами врачи, по неосторожности. В 1983 году из-за ранее перенесенного сердечного приступа ему провели коронарное шунтирование, в ходе которого потребовалось переливание крови. Судя по всему, она была заражена, что в 80-е годы почти всегда означало отложенный смертный приговор.

Азимов однажды заявил, что если бы врач предрек ему смерть в течение шести минут, он бы не растерялся, а лишь начал бы печатать быстрее. Он не обманул, и написанные им книги пришлось издавать еще несколько лет после его смерти.

asasa.jpg
 
Сверху