Друг Дмитрий, а слона то мы и не заметили!
Базилевский и его коллекция на акварели В. П. Верещагина 1870 года
Я постоянно интересуюсь нашим более удачливым братом-коллекционером Александром Базилевским. К сожалению, он уже давненько умер, но тут уж ничего не поделаешь, все мы смертны..
Неплохая передача о Базилевском
Ну пара слов
Александр Петрович Базилевский (1829—1899) — русский дипломат и коллекционер из рода Базилевских, меценат. С 1863 года постоянно жил в Париже. Племянник полковника И. А. Базилевского, отец шталмейстера П. А. Базилевского.
В конце 1850-х гг. начал собирать коллекцию западноевропейского и византийского искусства, по преимуществу средневекового, которую выставлял в галерее своего дома (№ 25 по улице Фобур Сент-Оноре). Многие ренессансные вещицы были отысканы им во Флоренции — городе, который он особенно любил. К сожалению сейчас во Флоренции уже ничего и не найдешь...
Особняк в Париже...
В парижском районе Трокадеро Базилевский выстроил в Мансаровом стиле роскошный особняк, который в 1868 г. продал испанской королеве Изабелле II, прожившей в нём 36 лет. Изабелла переименовала особняк Базилевского в Кастильский дворец.
Страстью к собиранию средневекового искусства Базилевский заразился у другого русского парижанина, князя Салтыкова, который любил повторять, что ищет ненаходимое. Первые шедевры он приобрёл при распродаже собраний Салтыкова, графа Пурталеса и негоцианта Дебрюж-Дюмениля. По просьбе Базилевского его друг Альфред Дарсель составил каталог с описанием 561 предмета коллекции. Публикация каталога в 1874 г. принесла собранию Базилевского всеевропейскую известность.
Среди жемчужин собрания были фигурные водолеи, процессионный крест — уникальный образец готической выемчатой эмали, большой образ, состоящий из 13 пластинок расписной эмали Пенико II, блюда и сосуды французского и испано-мавританского фаянса… знаменитый крест св. Трудперта, костяные пластинки со сценами из романа о Тристане и Изольде и сверкающая люстром ваза Фортуни.
К 1884 году Базилевский прожил унаследованное состояние и решил расстаться со своей коллекцией. Большая распродажа была назначена у Дрюо. Узнав об этом, статс-секретарь А. А. Половцов поручил жившему в Париже художнику Боголюбову убедить Базилевского продать собрание русскому правительству. Александр III (осматривавший коллекцию ещё в 1867 году, в бытность великим князем) уплатил за неё 5 448 125 франков (из них половину — облигациями итальянской ренты).
Базилевский запросил шесть миллионов франков немедленно. В свою очередь, русская сторона предлагала два миллиона рублей золотом в рассрочку. Наконец, после сорока восьми часов раздумья, он объявил свое окончательное решение: 2 200 000 рублей или 5 500 000 франков, уплачиваемых при составлении договорной записи. Уступка в полмиллиона была сделана для того, чтобы коллекция шла в Россию.
«Я ведь всё-таки русский!» — воскликнул Александр Петрович.
В январе 1885 года 99 ящиков с ценностями Базилевского были погружены в шесть вагонов и отправлены в Императорский Эрмитаж, где их принимал М. П. Боткин. Половцов занёс в свой дневник: «Не могу довольно нарадоваться, что содействовал приобретению». Собрание Базилевского легло в основу Отделения прикладного искусства средних веков и эпохи Возрождения, руководить которым был приглашён Никодим Кондаков.
Т. н. ситула Базилевского из слоновой кости (X век), каролингский кубок Гримфрида и некоторые другие исключительные по ценности экспонаты покинули музей в результате эрмитажных распродаж 1930-х гг. В 2013 г. остатки коллекции выставлялись Эрмитажем в Турине.
Туринский каталог выставки
После продажи коллекции Базилевский часто сетовал, что ему не хватает «милых безделок». Старость его была омрачена тяжёлым заболеванием печени...