Переходи на живопись - щеглы на картинах

Андрей Пустоваров

Супер-Модератор
Регистрация
15 Фев 2009
Сообщения
47,424
Реакции
13,029
Возраст
52
Адрес
Deutschland
Василий Тропинин «Мальчик с мертвым щеглом», 1829 год

269132@2x.jpg
 

Андрей Пустоваров

Супер-Модератор
Регистрация
15 Фев 2009
Сообщения
47,424
Реакции
13,029
Возраст
52
Адрес
Deutschland
Карл Вильгельм де Гамильтон

натюрморт с щеглом и гнездом

hamil.jpeg

Размер 37,5 x 30 cm

hamil1.jpeg



Карл Вильгельм де Гамильтон, также Карл Вильгельм де Гамильтон, Карл Вильгельм де Гамильтон или Карел-Вильгельм фон Гамильтон (1668 г., Брюссель - 23 февраля 1754 г., Аугсбург) - живописец, родившийся в конце голландского "золотого века". Наибольшую известность ему принесли пейзажи-натюрморты "лесной поляны", натюрморты с изображением дичи, а также картины с птицами.
 

Карацуповец

Модератор
Регистрация
29 Окт 2007
Сообщения
4,336
Реакции
777
Возраст
58
Адрес
Россия, Урал
Карл Вильгельм де Гамильтон

натюрморт с щеглом и гнездом

Посмотреть вложение 349392

Размер 37,5 x 30 cm

Посмотреть вложение 349393



Карл Вильгельм де Гамильтон, также Карл Вильгельм де Гамильтон, Карл Вильгельм де Гамильтон или Карел-Вильгельм фон Гамильтон (1668 г., Брюссель - 23 февраля 1754 г., Аугсбург) - живописец, родившийся в конце голландского "золотого века". Наибольшую известность ему принесли пейзажи-натюрморты "лесной поляны", натюрморты с изображением дичи, а также картины с птицами.
Эта картинка тоже, поди, символов полна. Гнездо, улитка, разбитое яйцо, божьи коровки...
Гнездосимвол домашнего очага, спокойствия и защиты. Гнездо не должно быть пустым: волшебного цвета яйца – образ достатка и благополучия! Композиции с птичьими гнездами символизируют зарождение и возрождение жизни. Птица - символ солнца, божественной сущности, неба, ветра, свободы, жизни и изобилия.
Улитка символизировала вечность и плодородие в Египте и Вавилоне, а в средневековой Европе — грех и леность. Позже она стала символом скромности. В исламе улитка символизирует сомнение, в буддизме — терпение, а её раковина — застывшее время.
Для зрителя XVIII века было бы понятно без прямых указаний, что разбитые яйца являются символом потери невинности ...
Во всех традициях Божья коровка выступает как символ удачи и благих вестей, а также символ благодати, доброты, прощения. Наши предки считали, что божья коровка живет на небесах и лишь время от времени спускается с небес для того, чтобы передать человеку волю божью.
 

Андрей Пустоваров

Супер-Модератор
Регистрация
15 Фев 2009
Сообщения
47,424
Реакции
13,029
Возраст
52
Адрес
Deutschland
Эта картинка тоже, поди, символов полна. Гнездо, улитка, разбитое яйцо, божьи коровки...
Дело в том, что символы можно увидеть везде. Другое дело, что вкладывал в картину художник. В случае с Гамильтоном, я все же думаю, речь шла просто о красивой картине, это не ванитас, а просто красивый модный натюрморт на природе.
 

Карацуповец

Модератор
Регистрация
29 Окт 2007
Сообщения
4,336
Реакции
777
Возраст
58
Адрес
Россия, Урал
Франс Снейдерс "Птичий концерт". Около 1630-1640.

О картине Франса Снейдерса " Птичий концерт", 1630-1640 гг.
Полотно представляет собой особую разновидность натюрморта, часто встречающеюся в искусстве Голландии. Подобные композиции с изображениями охотничьих трофеев или домашних животных и птиц пользовались популярностью.
На картине представлено красочное многообразие птиц, окружающих филина, сидящего на ветке с раскрытой музыкальной партитурой. Удалось даже опознать нотную запись - это запись многоголосого канона времен Снейдерса.)
Картина - это аллегория поиска гармонии мира, в те времена - пернатых рассматривали как символы человеческих душ.
На полотне «разместились» 26 видов птиц и летучая мышь, которую, к слову, в прежние века олицетворяли с дьяволом.
Абсолютно все запечатленные на картине птицы что-либо символизировали: сова - мудрость, сорока – воровство, сойка – изобретательность, снегирь – миролюбие, дрозд – рассудительность, голубь – любовь, попугай ара - многоженство, галка- верность, лебедь - тоже любовь, удод - распутство, куропатка - плодовитость, тукан - удачу, цапля — такт и деликатность.
Павлин - бессмертие, красоту и достоинство и гордость, порой неумеренную, переходящую в гордыню...
Орел - силу, свободу, гордость, смелость. в профиль ассоциируется с властью и авторитетом.
Ворон- черный ворон твердо связан со значениями смерти, злого рока, мрака и уныния.

Судя по формату произведения, оно предназначалось для десюдепорта -декоративной панели, расположенной над дверным проемом.
Эта тема, заимствованная из басни Эзопа, под влиянием Снейдерса нашла широкое распространение во фламандском искусстве XVII в.
Существует множество версий и копий этой картины.
Холст, 136,5x240 см, масло; поступил в музей Эрмитажа в 1779 году, приобретена из собрания Р. Уолпола в замке Хоутон-Холл (Англия)

Франс Снейдерс (Frans Snyders; 11 ноября 1579, Антверпен — 19 августа 1657, Антверпен) — фламандский живописец, мастер натюрмортов и анималистических композиций в стиле барокко.
Учился у Питера Брейгеля Младшего и Хендрика ван Балена; с 1609 года, после посещения Италии, работал в Антверпене, сотрудничал с Рубенсом, писал в его картинах цветы, фрукты, животных.
В самостоятельном творчестве Снейдерс начал с небольших натюрмортов, составленных из нескольких предметов, главным образом корзин и ваз с фруктами, затем перешел к монументальным полотнам большого формата с изображением размещенных на столах или прилавках груд битой дичи, фруктов, цветов и овощей. Воспевая богатство природы и изобилие даров земли, Снейдерс любовно передавал форму, фактуру и цвет предметов, объединяя их в роскошные декоративные композиции, выдержанные в спокойной нарядной гамме (серия картин с изображением мясных, рыбных и фруктовых лавок, Эрмитаж, Санкт-Петербург и другие собрания; “Кладовая”, Музей старинного искусства, Брюссель).
А вот фигуры людей в натюрмортах Снейдерса чаще всего исполняли другие живописцы, в том числе Антонис ван Дейк и Якоб Йорданс.
 

Вложения

  • ptichiy-koncert-frans-sneyders+.jpg
    ptichiy-koncert-frans-sneyders+.jpg
    449.4 KB · Просмотры: 29

Карацуповец

Модератор
Регистрация
29 Окт 2007
Сообщения
4,336
Реакции
777
Возраст
58
Адрес
Россия, Урал
Ещё одна аналогичная работа, позиционирующаяся в сети, как Франс Снейдерс...
Летучей мыши нет, но щегол присутствует!
 

Вложения

  • 1047px-Frans_Snyders_-_Concert_of_Birds_-_WGA21526-1024x704.jpg
    1047px-Frans_Snyders_-_Concert_of_Birds_-_WGA21526-1024x704.jpg
    165.6 KB · Просмотры: 35

Андрей Пустоваров

Супер-Модератор
Регистрация
15 Фев 2009
Сообщения
47,424
Реакции
13,029
Возраст
52
Адрес
Deutschland
«Мадонна с младенцем, держащим в руках щегла», мастерская Никколо ди Сенья

mlade.jpg

Как всегда, в описании пропущено слово - предположительно. Но далее пишут

Одной из самых интересных картин на выставке организаторы называют «Мадонну с младенцем, держащим в руках щегла». Это наиболее ранняя живописная работа на экспозиции. Ее относят к первой половине XIV века, имя автора доподлинно неизвестно, но, вероятнее всего, он один из художников мастерской итальянца Никколо ди Сенья. Возможно, со временем удастся точнее атрибутировать эту картину, узнать, кто был автором и когда именно она была написана.

Младенец, скорее всего, пострадал от реставраций. Не верится, что так его могли изобразить в мастерской Никколо ди Сенья.
 

Андрей Пустоваров

Супер-Модератор
Регистрация
15 Фев 2009
Сообщения
47,424
Реакции
13,029
Возраст
52
Адрес
Deutschland
Путь - всё!


Цель ничто!

Промежуточный финиш.

Имеем несколько направлений развития сюжета

1. Мадонна с младенцем и щеглом. По сути икона. Щегол напоминает зрителю о том, что младенца Христа ожидают муки - страсти Христовы..
2. Щегол Босха - У этого предмета (вместо слово предмет подставляйте что требуется - щегла, ягоду, лягушку) имелось много символических значений и мы не знаем какой из них применил Босх.
3. Голландские натюрморты и их дальнейшие последователи. Чего только на этих натюрмортах нет. То есть есть (извиняюсь за тавтологию :biggrin:). Есть и щеглы. Считается что все эти натюрморты молны символов и скрытых намеков. Очень может быть. Но вполне возможно, что здесь щегол просто щегол. Кстати, в голландской живописи золотого века практически полностью уходит религиозная составляющая.
4. Портреты детей со щеглами
5. Щегол Фабрициуса - здесь по сути развития нет, своего рода тупик. Картина - обманка с одной стороны, с другой стороны Черный квадрат Малевича. Не добавить, не убавить. Написать еще один черный квадрат - это повтор. Что то в него добавить - получится совсем другое. Добавь цветок и уже натюрморт..

Вставил ссылки, чтобы удобно было сразу переключиться на нужное продолжение.
Все же самое интересное это религиозная средневековая живопись. Продолжим знакомство с ней.

Мастер Бертрам из Миндена
Сотворение животных
Грабовский алтарь (1375—1383)

wegolw.jpg

Мастер Бертрам из Миндена (нем. Meister Bertram, Bertram von Minden; род. 1340 г. Минден — ум. 1414/1415 г. Гамбург) — немецкий художник, один из крупнейших представителей готической живописи, работавший в стиле интернациональной готики.
Одним из наиболее значимых произведений мастера Бертрама является оконченный в 1383 году алтарь-складень, созданный для крупнейшего в Гамбурге собора Святого Петра и известный ныне как Грабовский алтарь.
 

Андрей Пустоваров

Супер-Модератор
Регистрация
15 Фев 2009
Сообщения
47,424
Реакции
13,029
Возраст
52
Адрес
Deutschland
Обратите внимание на правый верхний угол - щегол там, выше всех.

wegolw1.jpg

Также там в ряд - лебедь, петух, павлин и щегол. Являются ли они любимыми творениями Господа?
Верующие пытались найти Божьи знаки и уроки в каждом живом существе. Например, на большом Грабовском алтаре (или Петри-алтаре) мастера Бертрама из Миндена изображены лебедь, петух, павлин и щегол, окружающие своего Создателя. Возможно, выбор художника субъективен и не очень убедителен с точки зрения значимости этих птиц в судьбе человека, но давайте присмотримся к данному квартету повнимательнее. Птица, летящая выше всех в изображенной сцене, - это щегол. Веселых и ловких щеглоа любят за их пение и яркое оперение, за то, что их можно дрессировать... Тем более что маленький храбрец отличился перед Святым Отцом. В католической традиции существует легенда о том, что эта ловкая птичка удалила шип с чела Христа. Именно тогда на перья птицы случайно упала капля крови, и ее изображение в религиозных сюжетах, таким образом, является символом будущей жертвы Христа во искупление человеческих грехов от имени всего человечества.
 

Андрей Пустоваров

Супер-Модератор
Регистрация
15 Фев 2009
Сообщения
47,424
Реакции
13,029
Возраст
52
Адрес
Deutschland
Грабовский алтарь (или Петри-алтарь)
Данное произведение представляет собой бывший главный алтарь церкви Святого Петра в Гамбурге. Это один из старейших полностью сохранившихся крыловидных алтарей на севере Германии. В XVIII веке он был перевезен из церкви Святого Петра в Грабов в Мекленбурге, так как тамошняя городская церковь лишилась своего алтаря в результате пожара. Благодаря такому переезду он был спасен от разрушительного пожара в Гамбурге в 1842 году, который уничтожил и церковь Святого Петра. Долгое время считалось, что это работа любекских мастеров, но только в 1902 году Фридрих Шли определил, что это работа мастера Бертрама. После этого Альфред Лихтварк, директор Гамбургского Кунстхалле, приобрел грабовский алтарь для их собрания. В феврале 1903 года алтарь был доставлен в Гамбургский Кунстхалле. Находка алтаря в грабовской церкви положила начало исследованию позднесредневековой панельной живописи в Северной Германии.

Meister_Bertram_von_Minden_-_Grabow_Altarpiece_-_WGA14309.jpg
 

Андрей Пустоваров

Супер-Модератор
Регистрация
15 Фев 2009
Сообщения
47,424
Реакции
13,029
Возраст
52
Адрес
Deutschland
Да, но это ты о Средневековье. А с Лауэром Йозефом (1818 - Вена - 1881) - видным австрийским художником, мастером натюрмортов школы ХIХ века, что делать?
Если ставить целью поиск автора моей картины, то она по стилю, сюжету и исполнению как раз подходит для данного периода и школы.
Цветочки очень похожи по исполнению. Но у Лауэра круче.:blush2:
Атрибутация это ж целое дело, целый бизнес... Где в правом нижнем углу произведения подпись "Лауэр Йозеф", в начертании которой отмечается сходство с автографами художника?

Приемы построения красочного слоя, характер мазка при изображении деталей и структура картины (изученная при рентгенографическом исследовании) имеют ли аналогии с подлинными произведениями Лауэра Йозефа?

По состоянию живописных материалов временем создания картины можно ли считать середину XIX века?

С помощью микроскопа было ли установлено, что подпись также имеет общие с красочным слоем признаки старения?

Композиционное и живописно-пластическое решение картины имеет ли аналоги с произведениями Лауэра Йозефа, отличающимися выразительной характеристикой персонажей, точностью и легкостью в передаче деталей?

:wub:
 

Карацуповец

Модератор
Регистрация
29 Окт 2007
Сообщения
4,336
Реакции
777
Возраст
58
Адрес
Россия, Урал
Атрибутация это ж целое дело, целый бизнес... Где в правом нижнем углу произведения подпись "Лауэр Йозеф", в начертании которой отмечается сходство с автографами художника?

Приемы построения красочного слоя, характер мазка при изображении деталей и структура картины (изученная при рентгенографическом исследовании) имеют ли аналогии с подлинными произведениями Лауэра Йозефа?

По состоянию живописных материалов временем создания картины можно ли считать середину XIX века?

С помощью микроскопа было ли установлено, что подпись также имеет общие с красочным слоем признаки старения?

Композиционное и живописно-пластическое решение картины имеет ли аналоги с произведениями Лауэра Йозефа, отличающимися выразительной характеристикой персонажей, точностью и легкостью в передаче деталей?

:wub:
Если внимательно читать мой пост, то все эти манипуляции в применении к моей картине проделывать совершенно необязательно.
То, что это не Лауэр, видно невооружённым глазом. Слабовато как-то. А вот то, что она по стилю, сюжету и исполнению как раз подходит для данного периода и школы, это возможно. Плюс, если её перевернуть, не смотря на новый подрамник, как и с лицевой стороны, можно понять, что это конец XIX - начало XX века. Возможно, какая-то массовая артельная вещь типа Дюкамона и т.п. "Вкусно", но без претензий.
 

Андрей Пустоваров

Супер-Модератор
Регистрация
15 Фев 2009
Сообщения
47,424
Реакции
13,029
Возраст
52
Адрес
Deutschland
Если внимательно читать мой пост, то все эти манипуляции в применении к моей картине проделывать совершенно необязательно.
То, что это не Лауэр, видно невооружённым глазом. Слабовато как-то. А вот то, что она по стилю, сюжету и исполнению как раз подходит для данного периода и школы, это возможно. Плюс, если её перевернуть, не смотря на новый подрамник, как и с лицевой стороны, можно понять, что это конец XIX - начало XX века. Возможно, какая-то массовая артельная вещь типа Дюкамона и т.п. "Вкусно", но без претензий.
Ну я же в стиле гротеска написал. :drinks2:
Какой нибудь дилер может написать, что и мастерская Лауэра. А какой то, что поздний неизвестный художник в стиле Лауэра. От этого зависит цена продажи.
 

Карацуповец

Модератор
Регистрация
29 Окт 2007
Сообщения
4,336
Реакции
777
Возраст
58
Адрес
Россия, Урал

Андрей Пустоваров

Супер-Модератор
Регистрация
15 Фев 2009
Сообщения
47,424
Реакции
13,029
Возраст
52
Адрес
Deutschland
Почитывая Владимира Короленко, а именно его очерк "Дело Бейлиса", встретил я такую прелестную фразу

В хибарке живут супруги Шаховские. Их профессия -- зажигать фонари. Это люди бедные и опустившиеся: Шаховскую редко видели трезвой. Муж ее тоже, выражаясь по-старинному, "непрестанно обращается в пьянстве". Кроме общей с женой профессии фонарщика, он имеет еще другую: ловит щеглов и продает их; как все люди этого типа, он склонен к созерцанию. В житейских разговорах, повидимому, довольно бестолков. Часто отлучается из дома, и зажигание фонарей достается на долю жены. Когда Шаховская выходит вечером с лестницей на плечах, то ее нетвердая походка привлекает ироническое внимание мальчишек, которые порой ходят за ней и благодушно оказывают помощь.

Ловит щеглов и продает их... Вспомнились мне сразу и картины Тропинина (уже показанные выше).

269132@2x.jpg

Задумчивый взгляд мальчонки в пустоту тоже вполне такой созерцательный.
 

Андрей Пустоваров

Супер-Модератор
Регистрация
15 Фев 2009
Сообщения
47,424
Реакции
13,029
Возраст
52
Адрес
Deutschland
Тут еще невозможно не вспомнить картину художника Крамского "Созерцатель".


800px-Kramskoi_Meditator_1876.jpg

«Созерцатель» — картина русского художника Ивана Крамского (1837—1887), написанная в 1876 году и являющаяся частью собрания Киевского музея русского искусства. Размер — 85 × 58 см


Считается, что Павел Третьяков дал картине её нынешнее название, написав Крамскому в начале 1877 года:

Я его называю созерцателем потому, что я вижу, что он созерцает… Не говорю, что он непременно природу созерцает: может быть, он созерцает тихую семейную жизнь свою после окончания пути, может быть, непроходимую бедность и холод, и голод, и злобу, ожидающие его и дома, может быть, веселие первого кабака представляется ему, может же просто представляется, как вот он сию бы минуту стянул что-нибудь — если бы бог помог!

Также и Достоевский обратил внимание на эту картину . Фёдор Михайлович в своём романе «Братья Карамазовы» использовал эту картину Крамского для описания одного из персонажей — Смердякова:

У живописца Крамского есть одна замечательная картина под названием «Созерцатель»: изображен лес зимой, и в лесу, на дороге, в оборванном кафтанишке и лаптишках стоит один-одинешенек, в глубочайшем уединении забредший мужичонко, стоит и как бы задумался, но он не думает, а что-то «созерцает». Если б его толкнуть, он вздрогнул бы и посмотрел на вас, точно проснувшись, но ничего не понимая. Правда, сейчас бы и очнулся, а спросили бы его, о чем он это стоял и думал, то наверно бы ничего не припомнил, но зато наверно бы затаил в себе то впечатление, под которым находился во время своего созерцания. Впечатления же эти ему дороги, и он наверно их копит, неприметно и даже не сознавая, — для чего и зачем, конечно, тоже не знает: может, вдруг, накопив впечатлений за многие годы, бросит всё и уйдет в Иерусалим, скитаться и спасаться, а может, и село родное вдруг спалит, а может быть, случится и то, и другое вместе. Созерцателей в народе довольно.
 

Карацуповец

Модератор
Регистрация
29 Окт 2007
Сообщения
4,336
Реакции
777
Возраст
58
Адрес
Россия, Урал
Тут еще невозможно не вспомнить картину художника Крамского "Созерцатель".


Посмотреть вложение 351136

«Созерцатель» — картина русского художника Ивана Крамского (1837—1887), написанная в 1876 году и являющаяся частью собрания Киевского музея русского искусства. Размер — 85 × 58 см


Считается, что Павел Третьяков дал картине её нынешнее название, написав Крамскому в начале 1877 года:

Я его называю созерцателем потому, что я вижу, что он созерцает… Не говорю, что он непременно природу созерцает: может быть, он созерцает тихую семейную жизнь свою после окончания пути, может быть, непроходимую бедность и холод, и голод, и злобу, ожидающие его и дома, может быть, веселие первого кабака представляется ему, может же просто представляется, как вот он сию бы минуту стянул что-нибудь — если бы бог помог!

Также и Достоевский обратил внимание на эту картину . Фёдор Михайлович в своём романе «Братья Карамазовы» использовал эту картину Крамского для описания одного из персонажей — Смердякова:

У живописца Крамского есть одна замечательная картина под названием «Созерцатель»: изображен лес зимой, и в лесу, на дороге, в оборванном кафтанишке и лаптишках стоит один-одинешенек, в глубочайшем уединении забредший мужичонко, стоит и как бы задумался, но он не думает, а что-то «созерцает». Если б его толкнуть, он вздрогнул бы и посмотрел на вас, точно проснувшись, но ничего не понимая. Правда, сейчас бы и очнулся, а спросили бы его, о чем он это стоял и думал, то наверно бы ничего не припомнил, но зато наверно бы затаил в себе то впечатление, под которым находился во время своего созерцания. Впечатления же эти ему дороги, и он наверно их копит, неприметно и даже не сознавая, — для чего и зачем, конечно, тоже не знает: может, вдруг, накопив впечатлений за многие годы, бросит всё и уйдет в Иерусалим, скитаться и спасаться, а может, и село родное вдруг спалит, а может быть, случится и то, и другое вместе. Созерцателей в народе довольно.

Ну никак он мне со щеглами не ассоциируется. Если только как птичку, жалко...
А вот эта работа Василия Перова "Птицелов" (1870) как раз, в Тропининский период переносит.
 

Вложения

  • 0360-a.800x600.jpg
    0360-a.800x600.jpg
    368.7 KB · Просмотры: 22

Андрей Пустоваров

Супер-Модератор
Регистрация
15 Фев 2009
Сообщения
47,424
Реакции
13,029
Возраст
52
Адрес
Deutschland
Ну никак он мне со щеглами не ассоциируется.
А он и не должен ассоциироваться. Но рефлексироваться может. Так сказать логические цепочки... Куда может завети переход на живопись.

Как тебе такая картина?

asa.jpg
 

Карацуповец

Модератор
Регистрация
29 Окт 2007
Сообщения
4,336
Реакции
777
Возраст
58
Адрес
Россия, Урал
А он и не должен ассоциироваться. Но рефлексироваться может. Так сказать логические цепочки... Куда может завети переход на живопись.

Как тебе такая картина?

Посмотреть вложение 351154

По томному взгляду барышни напрашивается название "Щегол улетел, но обещал вернуться..."
А так какой рефлекс должен быть на томную даму с пышной полуобнажённой грудью? Чё-то хочет.
 
Сверху