Андрей Пустоваров
Супер-Модератор
только творчества В. А. Тропинина, но и других художников России, вошли составными
частями в диссертации многих ученых. Не будет преувеличением сказать, что Феликс
Евгеньевич по-настоящему обогатил отечественное музееведение, при этом никогда не
помышляя ни о званиях, ни о наградах. При всем этом он был деловым человеком, зорко
следившим по каталогам крупнейших зарубежных антикварных фирм за
движением художественных ценностей в мире. Боль и страдания доставляли
ему сообщения о распродаже за границей шедших с молотка собраний, вывезенных из
России во время революции и украденных оккупантами во время Великой Отечественной
войны.
Один из высокопоставленных чиновников от изобразительного искусства, побывав дома у
Феликса Евгеньевича и осмотрев вещи, к которым тот еще не успел приложить руки, сказал
про него, что собрание Вишневского --с помоек. Как ни обидно звучит, но в этом есть
большая доля правды. У Феликса Евгеньевича действительно были излюбленные
маршруты, которыми он ходил на работу задолго до начала присутствия, не
пропуская ни одной свалки старого хлама в московских двориках, в бывших городских
усадьбах родовитых дворян. По велению времени ампирные дома и усадьбы стали после
Октября 1917 года коммунальными квартирами. А так как жилищное строительство в Москве
всегда отставало от роста населения, то нередко теснота заставляла жильцов выбрасывать на
свалку громоздкие трюмо, буфеты, шкафы, кресла, диваны и прочие предметы быта
ненавистного буржуазного прошлого. Побудительной причиной служила не только теснота,
но и стремление не отстать от моды. Надо сказать, что еще и сейчас, когда антиквариат
бешено вырос в цене, люди, переезжая на новые квартиры, нередко с легкостью и даже
радостью расстаются с дедовским наследием. (Нетрудно представить, что находил среди
выброшенного хлама опытный собиратель.) Могу засвидетельствовать, что
когда я в середине 60-х годов познакомился с Д. С. Лихачевым и побывал у него дома, то был
поражен его собранием старинного фарфора. Оказалось, что известный ученый-академик
собрал свою коллекцию в основном на... помойках. В этом нет ничего постыдного. Это
убедительно свидетельствует лишь о том, как низко упал у нас уровень культуры населения.
И в Питере, и в Москве, и в провинциальном Переславле-Залесском картина была одна и та
же --старое выбрасывали, и редко кто мог оценить, чего стоят выброшенные на свалку
почерневшие иконы, старые картины, книги, расколотая посуда императорских фарфоровых
и стекольных заводов. Много ли у нас находилось таких любителей старины, как Ф. Е.
Вишневский и Д. С. Лихачев, которые подбирали выброшенные вещи, отмывали, склеивали
их и давали им вторую жизнь единственно для того, чтобы дарить людям радость их видеть?
Ф. Е. Вишневский в этом смысле был редкостный человек. Он не только собирал вещи на
свалках, но и установил ;опеку над основными московскими складами контор
вторсырья. Чего только не доставляли туда промысловики! Если бы у нас
была налажена специальная служба по контролю за базами вторсырья, то без преувеличения
можно сказать, что в каждом районном центре России можно было бы собрать хороший, а то
и отличный музей старинного русского быта.
Помню, в Переславле-Залесском краевед и коллекционер С. И. Чертаков показывал мне свое
богатство, собранное на местной базе вторсырья: монеты XV --XIX веков, медные иконки,
древние литые чернильницы, оловянную посуду петровских времен, самовары, безмены,
поддужные колокольчики из села Пурих и с Валдая.
Несколько поколений было воспитано у нас в полном небрежении к своему родному,
кровному. Это характерно и для деревни, и для города. Остановить лавину нигилизма теперь
не так-то просто.
Хотя я не собиратель, но и у меня была одна уникальная находка. Причем не где-нибудь, а на
помойке. Жил я тогда в районе метро Щелковская в новом блочном доме.
Выхожу однажды утром на работу и неожиданно вижу, как у кирпичной загородки, куда
сносили мусор из соседних домов, ветер шевелит потемневшие от времени листы
старопечатной книги. Здесь же лежали источенные жучком деревянные
частями в диссертации многих ученых. Не будет преувеличением сказать, что Феликс
Евгеньевич по-настоящему обогатил отечественное музееведение, при этом никогда не
помышляя ни о званиях, ни о наградах. При всем этом он был деловым человеком, зорко
следившим по каталогам крупнейших зарубежных антикварных фирм за
движением художественных ценностей в мире. Боль и страдания доставляли
ему сообщения о распродаже за границей шедших с молотка собраний, вывезенных из
России во время революции и украденных оккупантами во время Великой Отечественной
войны.
Один из высокопоставленных чиновников от изобразительного искусства, побывав дома у
Феликса Евгеньевича и осмотрев вещи, к которым тот еще не успел приложить руки, сказал
про него, что собрание Вишневского --с помоек. Как ни обидно звучит, но в этом есть
большая доля правды. У Феликса Евгеньевича действительно были излюбленные
маршруты, которыми он ходил на работу задолго до начала присутствия, не
пропуская ни одной свалки старого хлама в московских двориках, в бывших городских
усадьбах родовитых дворян. По велению времени ампирные дома и усадьбы стали после
Октября 1917 года коммунальными квартирами. А так как жилищное строительство в Москве
всегда отставало от роста населения, то нередко теснота заставляла жильцов выбрасывать на
свалку громоздкие трюмо, буфеты, шкафы, кресла, диваны и прочие предметы быта
ненавистного буржуазного прошлого. Побудительной причиной служила не только теснота,
но и стремление не отстать от моды. Надо сказать, что еще и сейчас, когда антиквариат
бешено вырос в цене, люди, переезжая на новые квартиры, нередко с легкостью и даже
радостью расстаются с дедовским наследием. (Нетрудно представить, что находил среди
выброшенного хлама опытный собиратель.) Могу засвидетельствовать, что
когда я в середине 60-х годов познакомился с Д. С. Лихачевым и побывал у него дома, то был
поражен его собранием старинного фарфора. Оказалось, что известный ученый-академик
собрал свою коллекцию в основном на... помойках. В этом нет ничего постыдного. Это
убедительно свидетельствует лишь о том, как низко упал у нас уровень культуры населения.
И в Питере, и в Москве, и в провинциальном Переславле-Залесском картина была одна и та
же --старое выбрасывали, и редко кто мог оценить, чего стоят выброшенные на свалку
почерневшие иконы, старые картины, книги, расколотая посуда императорских фарфоровых
и стекольных заводов. Много ли у нас находилось таких любителей старины, как Ф. Е.
Вишневский и Д. С. Лихачев, которые подбирали выброшенные вещи, отмывали, склеивали
их и давали им вторую жизнь единственно для того, чтобы дарить людям радость их видеть?
Ф. Е. Вишневский в этом смысле был редкостный человек. Он не только собирал вещи на
свалках, но и установил ;опеку над основными московскими складами контор
вторсырья. Чего только не доставляли туда промысловики! Если бы у нас
была налажена специальная служба по контролю за базами вторсырья, то без преувеличения
можно сказать, что в каждом районном центре России можно было бы собрать хороший, а то
и отличный музей старинного русского быта.
Помню, в Переславле-Залесском краевед и коллекционер С. И. Чертаков показывал мне свое
богатство, собранное на местной базе вторсырья: монеты XV --XIX веков, медные иконки,
древние литые чернильницы, оловянную посуду петровских времен, самовары, безмены,
поддужные колокольчики из села Пурих и с Валдая.
Несколько поколений было воспитано у нас в полном небрежении к своему родному,
кровному. Это характерно и для деревни, и для города. Остановить лавину нигилизма теперь
не так-то просто.
Хотя я не собиратель, но и у меня была одна уникальная находка. Причем не где-нибудь, а на
помойке. Жил я тогда в районе метро Щелковская в новом блочном доме.
Выхожу однажды утром на работу и неожиданно вижу, как у кирпичной загородки, куда
сносили мусор из соседних домов, ветер шевелит потемневшие от времени листы
старопечатной книги. Здесь же лежали источенные жучком деревянные