рассказы о коллекционерах

Не могу запретить людям сходить с ума. Советская власть арестовывала человека, приходила к нему с обысками, отбирала у него вещи, а он на последние гроши покупал антиквариат и приносил этой власти в дар. Имел право, да. В итоге, Советская власть присвоила себе всё имущество человека, а его самого похоронила в безвестной могиле за госсчет (рублей десять это стоило). Не установила мемориальной доски на доме, где он жил, не учредило премии его имени, не выбило памятную медаль. Затем и сама Советская власть отправилась на свалку истории, а обезличенные подарки покойного остались в закромах родины, где их никто не увидит очень долго (например, Эрмитаж никогда не экспонировал 95% своих фондов и не собирается этого делать в обозримом будущем). Небезынтересно было бы поискать в музеях следы подарков Вишневского. Далеко не факт, что все они найдутся.
Вряд ли судьбе этого коллекционера нужно завидовать и брать себе в пример.
Вы же периодически к вере в господа призываете? У каждого своя вера. Да и какая разница, что будет после смерти? Или Вам на могилу "серебряный бюст" как Паниковскому надо? Музеи все используют не более 10-12 % того, что у них есть в запасниках. Нет у них ни возможности это всё экспонировать, да и не зачем. Они тоже должны как-то зарабатывать. Создавать новое из "забытого старого", чтоб эффект новизны или углублённость темы выставок была. Да и многое, что хранится в фондах далеко от шедевров и нужды к экспонированию. Вспомогательный материал для анализа и всё. Но выкинуть его они не могут. Другое дело, что музейную работу просто напросто далеко не всегда ценят и финансово и в каких-то других "брендовых" аспектах развития государства + бюрократический аппарат зашкаливает.
Что касается Вишневского, то я могу пока только из данных статей судить что и куда он передавал. Насколько понимаю, он создавал музей Тропинина. Он существует в настоящее время по-моему. А так, как отмечено в статье, что он был "всеяден", никакой конкретной хронологии не вёл. Жил, видимо, самим процессом. Поэтому надо смотреть книги поступления музея Тропинина и других музеев, чтоб не быть голословными. Естественно, не всё попало в основной фонд. Но и на помойку ведь тоже не попало, надеюсь. Может быть, когда-нибудь, какой-нибудь студент или научный сотрудник возьмётся глубже изучить плоды его собирательства. Тогда и узнаем что да как.
И ещё. В делах и поступках людей того времени надо учитывать и менталитет того времени. А он совершенно перпендикулярно отличался в большинстве от нынешнего. Что бы мы ни сделали сейчас, считая полным идиотизмом, тогда было в порядке вещей. Вспомнился фильм "Чучело", как герой Ю. Никулина передал городу свою коллекцию картин. Не так "трепетно", как сейчас к этому относились.
 
Последнее редактирование:
Про 1960-е годы не скажу, а 1970-е помню неплохо. Тогда у совков слова "предмет хранится в музее" вызывали священный трепет. Музейные работники были настолько самоуверенны, что любые разговоры с гражданами начинали с предложения передать (подарить) предмет музею. И совки были уверены, что это лучшее, что может произойти с их вещами.
Так, в музеях оказались большинство полководческих орденов; часто музейщики забирали их прямо с похорон или приходили домой к родственникам. Да и сами родственники радостно относили награды в музеи и военкоматы.
Самое интересное началось тогда, когда люди узнали стоимость некоторых наград. Оказалось, что за один орден можно приобрести хорошую квартиру в столице, заграничный автомобиль. Пошли суды, люди правдами и неправдами пытались вернуть вещи, которые по глупости подарили государству, но повезло немногим.
А что можно сказать про 1950-е и 1960-е годы? Коллекционеры антиквариата не имели никакой возможности обратить свои сокровища в наличные деньги. Существовала статья об уголовной ответственности за спекуляцию, которая применялась очень широко и круто. Круг коллекционеров освещался агентами КГБ и ОБХСС, о связях с иностранцами или с заграницей никто и помыслить не смел. Комиссионные магазины оценивали вещи ниже нижнего уровня, поскольку все равно никто из советских граждан не мог придти и выложить сто тысяч рублей за какого-нибудь Веласкеса. Да и закупочные комиссии музеев и магазинов были обязаны сообщать государственным органам, если в поле их зрения попадал предмет "государственного значения". А тут уже было рукой подать до обыска или "отчуждения".
Поэтому, положение у "вишневских" было , в общем-то, безвыходным. Но это вовсе не означает, что все коллекционеры, как Вишневский, покорно сдавали свои вещи советскому молоху, надеясь, что он не сожрет их.
 
Про 1960-е годы не скажу, а 1970-е помню неплохо. Тогда у совков слова "предмет хранится в музее" вызывали священный трепет. Музейные работники были настолько самоуверенны, что любые разговоры с гражданами начинали с предложения передать (подарить) предмет музею. И совки были уверены, что это лучшее, что может произойти с их вещами.
Так, в музеях оказались большинство полководческих орденов; часто музейщики забирали их прямо с похорон или приходили домой к родственникам. Да и сами родственники радостно относили награды в музеи и военкоматы.
Самое интересное началось тогда, когда люди узнали стоимость некоторых наград. Оказалось, что за один орден можно приобрести хорошую квартиру в столице, заграничный автомобиль. Пошли суды, люди правдами и неправдами пытались вернуть вещи, которые по глупости подарили государству, но повезло немногим.
А что можно сказать про 1950-е и 1960-е годы? Коллекционеры антиквариата не имели никакой возможности обратить свои сокровища в наличные деньги. Существовала статья об уголовной ответственности за спекуляцию, которая применялась очень широко и круто. Круг коллекционеров освещался агентами КГБ и ОБХСС, о связях с иностранцами или с заграницей никто и помыслить не смел. Комиссионные магазины оценивали вещи ниже нижнего уровня, поскольку все равно никто из советских граждан не мог придти и выложить сто тысяч рублей за какого-нибудь Веласкеса. Да и закупочные комиссии музеев и магазинов были обязаны сообщать государственным органам, если в поле их зрения попадал предмет "государственного значения". А тут уже было рукой подать до обыска или "отчуждения".
Поэтому, положение у "вишневских" было , в общем-то, безвыходным. Но это вовсе не означает, что все коллекционеры, как Вишневский, покорно сдавали свои вещи советскому молоху, надеясь, что он не сожрет их.
Музейщикам и сейчас ставят план на год по сбору предметов. А денег-шиш. И где им брать шЭдевры-то? Тем более в период СССР.
А в 1960-1970-е , по-моему до 1973 г. государственные награды подлежали сдаче в музеи или военкоматы. Поэтому законопослушные граждане и выполняли свой гражданский долг. Не надо всех под свои принципы стяжательства подводить. У меня бабушка Красную звезду и медали деда в музей сдала в 1969-м. Да и не одна она. А вот что уже потом с этими наградами было, это вопрос к музейной структуре. А больше опять же, к чиновникам. Система хранения драгметаллов ужесточилась только в 1990-е, когда повально начались кражи прямо из витрин всего, что плохо лежит. Всё относительно. Ещё одна трагедия музеев- это то, что из-за низкого заработка там работают временщики. Одна из проблем музеев, в основном местечковых. А награды до сих пор несут. Но их неохотно принимают по объективным бюрократическим причинам: прежде, чем принять, нужно отправить запрос через Министерство культуры в комиссию по делам президента, а пока они хранятся на временном хранении, необходимо обеспечить их хранение. Т.е. получить разрешение на хранение драгметаллов в пробирной комиссии, сделать опись и взвесить на зарегистрированных весах, иметь сейф и сейф-комнату с сигнализациями и т.п.

Классический пример из 1950-60 гг. в фильме "Подпасок с огурцом". Там товарисч не напрягался от органов, судя по сюжету. И жил себе прекрасно и в 1970-е, пока не зацепили. Образ-то персонажа, видать, не с улицы взяли. Так что тоже, кто к чему стремился. Соглашусь, что в фильмах СССР коллекционеров в основном в таком цвете и выставляли. Раньше меня это раздрожало, теперь смешит. Идеологическая линия партии развитого социализма.
 
Последнее редактирование:
Не могу запретить людям сходить с ума. Советская власть арестовывала человека, приходила к нему с обысками, отбирала у него вещи, а он на последние гроши покупал антиквариат и приносил этой власти в дар. Имел право, да. В итоге, Советская власть присвоила себе всё имущество человека, а его самого похоронила в безвестной могиле за госсчет (рублей десять это стоило). Не установила мемориальной доски на доме, где он жил, не учредило премии его имени, не выбило памятную медаль. Затем и сама Советская власть отправилась на свалку истории, а обезличенные подарки покойного остались в закромах родины, где их никто не увидит очень долго (например, Эрмитаж никогда не экспонировал 95% своих фондов и не собирается этого делать в обозримом будущем). Небезынтересно было бы поискать в музеях следы подарков Вишневского. Далеко не факт, что все они найдутся.
Вряд ли судьбе этого коллекционера нужно завидовать и брать себе в пример.
Тем не менее мы его тут обсуждаем и помним. Значит не все зря. И в дальнейшем будут помнить о обсуждать.
 
Не надо всех под свои принципы стяжательства подводить.
Тут всё гораздо проще. Вполне возможно, что Феликс Вишневский тоже делал это из соображений личной выгоды, укрепляя отношения с конкретными музейными работниками и т.д и т.п. У него всё в жизни было завязано на коллекционировании и поиске. Так что иначе и быть не могло.

"Феликс Евгеньевич говорил: не пренебрегать ничем! Если встретишь где-нибудь вещь, даже не имеющую отношения к теме, но ненужную другому хозяину, пропадающую, — забери её, изучи, отреставрируй. Может быть, обменяешь на что-нибудь нужное. Или подари, отдай другому хранилищу."

Основатель, первый директор музея А. С. Пушкина А. З. Крейн
 
Ущемил Вишневский чьи-то интересы, получил негатив в ответочку в воспоминаниях после смерти. Не всё так красиво, как искусствоведы описывают.
Честно говоря, за такие вещи бьют в морду, как говорил Остап Бендер.
Ну поусудите, что пишет свидетель - он выхватывал прямо из моих рук голландцев и итальянцев и вопил, призывая директора. "У меня музей, я не допущу, чтобы всякие проходимцы воровали национальные ценности Савецкого Саюзаааа!" Директор знал Феликса, как облупленного, боялся скандала, и... снимал работу с продажи. Потом - как водится она всё же оказывалась у Феликса. Лев Кропивницкий через жену друживший с ним, соглашался, что Ф. - "жох"! Переиграет любого. Что касается Кранаха, я его прекрасно помню, держал в руках. Вот именно его и пытался выхватить из моих рук - был Феликс. И, конечно, ему это удалось!

И в итоге повесил Кранаха над дверью в квартире.. Обычная собирательская алчность. Помнится, на заре моей юности, в период перестройки и начала индивидуальной трудовой деятельности, я стал захаживать на Благовещенский рынок (я сам из Харькова)не только как покупатель, но и как продавец, заодно занимался и покупкой наград, монет. В основном для себя, но если получается купить дешевле, а потом продать дороже, то почему бы и нет? В общем все как обычно. Познакомился с кучей коллекционеров, которые пытались заниматься тем же, что и я, только по другую сторону прилавка. Ждали, пока кто то подойдет ко мне, предложит и, если его не устроит сумма сделки, отходит, чтобы попытаться самому купить. Но парочка любителей была хитрожопее и на ходу, встревая в разговор, предлагала побольше. Минимум, оказались в дальнейшем нерукопожатыми, ну и конечно, торговые отношения с такими персонажами прекращались.

Так что, возможно, что Вишневский был интересный, знающий человек и коллекционер, но не факт, что вы бы смогли с ним дружески общаться. :drinks2:
Но одержимый дядька был и наследство государству осталось. Далеко не каждый коллекционер готов передать свою коллекцию государству. Тем более такого уровня, и тем более сейчас.

В этой истории с музеем тоже не все так просто. Высказываются предположения о том, что Вишневского вынудили передать государству коллекции и недвижимость взамен на его свободу. Так, известный российский юрист Александр Боннер на основе материалов уголовного дела раскрывает свою версию истории создания музея В. А. Тропинина. В 1969 году советскому резиденту в Лондоне попалась заметка в английской газете о московской выставке, основу которой составили экспонаты из собрания Вишневского. Там говорилось, что коллекция оценивается в два миллиона фунтов. Заметка была направлена в Политбюро ЦК КПСС, и КГБ начал работать по Вишневскому.

Более 10 лет в музее проработал, не понаслышке знаю.
Ты и в музее поработал? :shok:

Не удивлюсь, что ты и управдомом работал. :biggrin:

Управдом - друг человека! :drinks2:
 
Тут всё гораздо проще. Вполне возможно, что Феликс Вишневский тоже делал это из соображений личной выгоды, укрепляя отношения с конкретными музейными работниками и т.д и т.п. У него всё в жизни было завязано на коллекционировании и поиске. Так что иначе и быть не могло.

"Феликс Евгеньевич говорил: не пренебрегать ничем! Если встретишь где-нибудь вещь, даже не имеющую отношения к теме, но ненужную другому хозяину, пропадающую, — забери её, изучи, отреставрируй. Может быть, обменяешь на что-нибудь нужное. Или подари, отдай другому хранилищу."

Основатель, первый директор музея А. С. Пушкина А. З. Крейн
Нормальный, прагматичный подход хозяйственника.
 
Так что, возможно, что Вишневский был интересный, знающий человек и коллекционер, но не факт, что вы бы смогли с ним дружески общаться. :drinks2:
Мы сейчас другие аспекты его деятельности, указанные в статье разбираем. Так сказать, польза народу. А то, что определённая степень алчности скрытая или агрессивная присуща любому коллекционеру-это факт! Психические отклонения...
 
В этой истории с музеем тоже не все так просто. Высказываются предположения о том, что Вишневского вынудили передать государству коллекции и недвижимость взамен на его свободу. Так, известный российский юрист Александр Боннер на основе материалов уголовного дела раскрывает свою версию истории создания музея В. А. Тропинина. В 1969 году советскому резиденту в Лондоне попалась заметка в английской газете о московской выставке, основу которой составили экспонаты из собрания Вишневского. Там говорилось, что коллекция оценивается в два миллиона фунтов. Заметка была направлена в Политбюро ЦК КПСС, и КГБ начал работать по Вишневскому.


Именно это я и имел в виду: в совке, чтобы не оказаться за решеткой, люди были вынуждены "дарить" свои коллекции государству. Единственной отмазкой могло быть: "Я же для государства стараюсь и сам все вам дарю!"
Что касается музеев, из них тащили и воровали там ничуть не меньше, чем на какой-нибудь кондитерской фабрике. В советских музеях черт ногу сломит в документации, там полно неучтенных, неверно атрибутированных или подмененных предметов. Списание экспонатов - особая статья. Не зря бедные музейщики устраивают на работу за "нищенскую зарплату" своих детей, внуков и родню, а когда в музей вдруг приезжает комиссия из Москвы, все ходят мрачнее тучи. Разумеется, не все поголовно воруют, но воруют. И в музеях царит "закон омерты", как и в торговле. Потому, что если нарушить молчание, то "сядем все". Или, в лучшем случае, выгонят с волчьим билетом, а музейный работник это не профессия.
 
Мы сейчас другие аспекты его деятельности, указанные в статье разбираем. Так сказать, польза народу. А то, что определённая степень алчности скрытая или агрессивная присуща любому коллекционеру-это факт! Психические отклонения...
Ну не знаю, как ты все это в голове делишь - первые, другие, третьи, аспекты эти.

Оно же кому другие, а кому и первые. Просто обсуждаем и всё.

Дело в том, что запоминается то человеку неординарное, именно то, чего нам запрещает делать и мораль и закон.

Образ честного строителя коммунизма как то не прижился в нашем народе. :unsure2:

Надеюсь, что ты не скажешь снова, что пиндосы виноваты :biggrin:
 
Образ честного строителя коммунизма как то не прижился в нашем народе. :unsure2:

Надеюсь, что ты не скажешь снова, что пиндосы виноваты :biggrin:
Отчасти и они лепту внесли:spiteful:. Джинсы, жвачка, Битлы всякие... Сплошное развращение - почва для развития фарцовки! А там уж и идеологическое разложение...
Приучили с...ки по рынкам шляться вошло в привычку:biggrin:
 
Именно это я и имел в виду: в совке, чтобы не оказаться за решеткой, люди были вынуждены "дарить" свои коллекции государству. Единственной отмазкой могло быть: "Я же для государства стараюсь и сам все вам дарю!"
Что касается музеев, из них тащили и воровали там ничуть не меньше, чем на какой-нибудь кондитерской фабрике. В советских музеях черт ногу сломит в документации, там полно неучтенных, неверно атрибутированных или подмененных предметов. Списание экспонатов - особая статья. Не зря бедные музейщики устраивают на работу за "нищенскую зарплату" своих детей, внуков и родню, а когда в музей вдруг приезжает комиссия из Москвы, все ходят мрачнее тучи. Разумеется, не все поголовно воруют, но воруют. И в музеях царит "закон омерты", как и в торговле. Потому, что если нарушить молчание, то "сядем все". Или, в лучшем случае, выгонят с волчьим билетом, а музейный работник это не профессия.
Отчасти соглашусь.
 
Пришли сегодня две книги на тему. Прочитаю, поделюсь впечатлениями. Заинтриговала "В поисках сокровищ" Ивана Шаповала. Что он там насобирал?
 

Вложения

  • Шаплвал И. В поисках сокровищ (1).jpg
    Шаплвал И. В поисках сокровищ (1).jpg
    2.9 MB · Просмотры: 35
  • Шаплвал И. В поисках сокровищ (2).jpg
    Шаплвал И. В поисках сокровищ (2).jpg
    3.9 MB · Просмотры: 42
  • Шаплвал И. В поисках сокровищ (3).jpg
    Шаплвал И. В поисках сокровищ (3).jpg
    4.4 MB · Просмотры: 32
  • Шаплвал И. В поисках сокровищ (4).jpg
    Шаплвал И. В поисках сокровищ (4).jpg
    3.2 MB · Просмотры: 35
  • Шилов Ф. Записки старого книжника (1).jpg
    Шилов Ф. Записки старого книжника (1).jpg
    3.2 MB · Просмотры: 34
  • Шилов Ф. Записки старого книжника (2).jpg
    Шилов Ф. Записки старого книжника (2).jpg
    3.4 MB · Просмотры: 38
  • Шилов Ф. Записки старого книжника (3).jpg
    Шилов Ф. Записки старого книжника (3).jpg
    4 MB · Просмотры: 36
  • Шилов Ф. Записки старого книжника (4).jpg
    Шилов Ф. Записки старого книжника (4).jpg
    3.1 MB · Просмотры: 36
Отчасти соглашусь.
:drinks2:

Ура! Всё же не зря мы тут пишем!

Кстати, на карале Культура недавно показывали докуменьтальный фильм о Вишневском. Посмотрел два раза, показалось очень скучно и сопливо.

Ну и были фразы выше о подарках Вишневского музеям. Какие то книги на эту тему даже выходили


wins.jpg
Каталог «Коллекция Ф. Е. Вишневского в собрании Иркутского областного художественного музея имени В. П. Сукачёва» объединяет около 200 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства России, стран Европы, Ближнего Востока, Китая, Японии XVII – начала XX века, безвозмездно переданных Ф. Е. Вишневским музею в 1960–1976 годы. Крупнейший московский собиратель Феликс Евгеньевич Вишневский (1902–1978) входит в число известных отечественных коллекционеров ХХ века, чьи дары Иркутскому художественному музею пополнили и обогатили музейное собрание. Данный каталог продолжает цикл изданий, посвященных коллекционерам-дарителям ХХ века.



Также есть упоминание о таком альбоме.

В музейных кругах Феликс Вишневский был известен как знаток искусства и даритель — он безвозмездно передал различным галереям страны около полутора тысяч произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, многие из которых воспроизведены в альбоме-каталоге «Дар бесценный», вышедшем к 100-летию со дня рождения коллекционера.
 
Последнее редактирование:
Ну вот, а некоторые всё "чёрные пятна на обратной стороне луны" ищут. Хотелось бы мне увидеть аналогичную книгу какого-нибудь "идиота" из современного постсоветского мира, изданную на просторах бывшего СССР в таком ключе. С благодарностью к 100-летию со Дня рождения.
Кстати, как фильм на Культуре называется? Интересно посмотреть.
 
Ну вот, а некоторые всё "чёрные пятна на обратной стороне луны" ищут. Хотелось бы мне увидеть аналогичную книгу какого-нибудь "идиота" из современного постсоветского мира, изданную на просторах бывшего СССР в таком ключе. С благодарностью к 100-летию со Дня рождения.
Всему свое время. Время разбрасывать камни, время их собирать..
Кстати, как фильм на Культуре называется? Интересно посмотреть.

Спасти и сохранить. "Феликс Вишневский. Меценат советского периода".
документальный фильм, 2023 ...

Фильм рассказывает о Феликсе Евгеньевиче Вишневском – собирателе и меценате, равном по щедрости Павлу Третьякову. Зрители услышат удивительные истории о ...
 
Спасти и сохранить. "Феликс Вишневский. Меценат советского периода".
документальный фильм, 2023 ...

Фильм рассказывает о Феликсе Евгеньевиче Вишневском – собирателе и меценате, равном по щедрости Павлу Третьякову. Зрители услышат удивительные истории о ...
Посмотрел. Не глубоко, но и не пусто.
 
Сверху