26 августа 1498 года
515 лет назад в этот день 23-летний скульптор Микеланджело Буонарроти получил заказ на создание скульптурной группы для Собора Святого Петра в Риме.
«Пьета» – «Оплакивание Христа». Одно из самых прославленных творений флорентийского мастера.
В 1496 г. молодой скульптор Микеланджело Буонаротти в поисках работы и влиятельных покровителей приезжает в Рим. Ему 21 год. За его спиной год учебы в мастерской известного флорентийского живописца Доменика Гирландайо, где он прошел хорошую школу рисунка и в совершенстве изучил анатомию и перспективу. Затем обучение в художественной школе, основанной Лоренцо Великолепным в «Садах» Медичи при монастыре Сан Марко. Скульптура оказалась именно тем видом искусства, которое наиболее отвечало художественному дарованию юноши.
Впоследствии он, шутя, скажет своему биографу Джорджо Вазари: «…из молока своей кормилицы извлек я резец и молот, которыми создаю свои статуи», имея в виду, что эта кормилица была женой каменщика. Отец не разделял страстного увлечения сына скульптурой, он не видел никакой «разницы между скульптором и каменотесом» и считал это занятие «недостойным древнего рода Буонаротти». Погасить гнев отца удалось только благодаря заступничеству Лоренцо Медичи.
В «Вечном городе» скульптор провел около пяти лет. Довольно скоро у него появился влиятельный покровитель — Якопо Галли, богатый банкир и собиратель античных древностей. Для него Микеланджело исполнил мраморную статую античного бога вина Вакха. Он же помог художнику заключить договор с французским кардиналом Жаном Билэром де Лагрола на скульптурную группу «Оплакивание Христа», так называемую «Пьету». В договоре Галли ручался, что Микеланджело закончит «упомянутое» произведение в течение года и что это будет лучшее мраморное изваяние, существующее сегодня в Риме, и что ни один мастер в наши дни не сделает его лучше.
«Пьета» не была закончена в срок, предусмотренный договором. Скульптор трудился над ней около двух лет, а может, и более. В остальном же Микеланджело полностью оправдал доверие своего поручителя.
В это творение Микеланджело вложил столько любви и трудов, что только на нем (чего он в других своих работах больше не делал) написал он свое имя вдоль пояса, стягивающего грудь Богоматери; вышло же это так, что однажды Микеланджело, подойдя к тому месту, где помещена работа, увидел там большое число приезжих из Ломбардии, весьма ее восхвалявших, и когда один из них обратился к другому с вопросом, кто же это сделал, тот ответил: "Наш миланец Гоббо". Микеланджело промолчал, и ему показалось по меньшей мере странным, что его труды приписываются другому. Однажды ночью он заперся там со светильником, прихватив с собой резцы, и вырезал на скульптуре свое имя
История жизни этой выдающейся работы Микеланджело не обошлась без неприятностей. В 1972 году австралийский геолог Ласло Тот после литургии, посвященной Дню Святой Троицы, совершил нападение на скульптуру «Пьеты»… Этот человек нанес ей 15 ударов скальным молотком, возомнив себя восставшим из мертвых Иисусом. Конечно, как только присутствующие в соборе прихожане осознали, что происходит, безумец был схвачен, но скульптуре был причинен серьезный ущерб – у Девы Марии была до локтя отбита рука, нос и левый глаз, нанесено много мелких повреждений.
После этого страшного случая отреставрированная «Пьета» была помещена под пуленепробиваемое стекло. Непревзойдённое произведение итальянского мастера Микеланджело Буонарроти и по сей день украшает собой Собор Святого Петра…