Эдуард Грютцнер: Два пьющих рыцаря, или В поисках истины
15 октября 1945 года в Центральный пункт коллекций в Мюнхене поступила картина с хорошо заметной подписью Эдуарда Грютцнера. Без рамы, с небольшими потертостями. Картина происходит из шахты Альтаусзее и является одним из произведений искусства, предназначенных для "Музея фюрера" в Линце. Ей было присвоено предварительное название "Два пьющих рыцаря" и номер 9441.
Особого внимания к этой картине, очевидно, не уделялось. Нетрудно узнать монаха, любимый мотив Грютцнера, и собаку рядом с рыцарем. Но даже в "карточке собственности", созданной некоторое время спустя, мы не находим более подробного описания картины. Напротив: теперь она носит лаконичное название "Сцена пьянства". В последующие годы сотрудники ЦПК, похоже, не получили никаких новых сведений о происхождении картины.
После того как 31 августа 1948 года американцы передали функции опеки, ухода, контроля и содержания предметов и документов в ЦПК Мюнхена министру-президенту Баварии, 10 июня 1949 года полотно было официально включено в состав фондов последнего. Однако при условии, что будут продолжены исследования происхождения и, в случае необходимости, оно будет возвращено законным владельцам. В случае с Грютцнером ничего не было сделано
Только когда в 1951 году С. Лейн Фейсон занял свой новый пост старшего представителя американских властей в ЦПК дело сдвинулось с мертвой точки. 6 марта Адольф Вюстер был вызван для комментариев о происхождении картины.
Он отвечает, что ничего не знает. Расследование продолжилось, и 24 апреля 1951 года его снова допрашивают. Он повторяет свои показания, но теперь подтверждает своей подписью, что покупка была совершена "в Париже через немецкое посольство". Фейсон делает на индексной карточке пометку от руки, что это следует проверить вместе с Розой Валланд. 10 мая он отправляет ей письмо, в котором спрашивает, нет ли у нее дополнительной информации и не хочет ли она подать иск. И далее: "Или мы оставим Грютцнера немцам?". В конце концов, существовала вероятность того, что картину мог купить немец, живущий в Париже. В результате 16 мая "Служба возврата произведений искусства", расположенная в Баден-Бадене, подает в ЦКП в Мюнхене запрос на эту картину.