- Вот наконец определился с инфой и набросал "анонс-предисловие" для новой книги с рабочим названием "Железный крест 1813-1870 на Прусских знамёнах"
------------------------------
Как особая почесть для знамен и штандартов подразделений, участвовавших в сражениях, в навершия были пожалованы Железные кресты. За войну 1813-1815гг. указом от 3.6.1814г. - "знак" Железного креста 1813г., за франко-прусскую войну - Железный крест 1870г.
В навершия особой формы вставлялись знаки Железного креста со сторонами одинакового дизайна в случае с крестом 1813г. и знак "титульной" формы в случае с крестом 1870г., полностью повторяющий дизайн оригинальной награды. В обоих случаях это были не примитивные поделки, а кресты, технологически повторяющие утверждённые оригиналы, т.е. имели железную сердцевину в обрамлении рамок из серебра или белого металла. Поэтому возникает закономерный интересный вопрос - изготавливались ли кресты для наверший одновременно или теми же исполнителями, что и Большие кресты и есть ли в навершиях их "братья"?
Как известно, Железный крест 1813г. по учреждении имел гладкую лицевую сторону и обратную с рельефной короной над буквами FW, дубовую ветвь с тремя листами и двумя желудями и датой 1813 под ней - так называемый "эскиз Шинкеля". Указом от 19 апреля 1838г. крест был "развёрнут" рельефной стороной вперёд. Описания Большого креста 1813 скудны и запутаны. Оригиналов, как я понял, не сохранилось... Если отталкиваться от описания Большого креста 1813г. в книге Dr. von Hessenthal / Schreiber "Die Ehrenzeichen des Deutschen Reiches", то крест должен иметь гладкую обратную сторону, дубовую ветвь с четырьмя желудями вместо двух как на крестах I и II классов и на эскизе Шинкеля, и размер в 65мм... В этом случае формально нет оснований утверждать, что в навершии присутствует оригинальный Большой крест Железного креста 1813г., а скорее действительно его "знак" с обеими рельефными сторонами, выдержанными в соответсвии с эскизом Шинкеля, т.е. с двумя желудями на ветви. Эскиз Большого креста, выполненный Шинкелем, не сохранился. Только 32 знамени и 10 штандартов получили в навершия знак Железного креста 1813г.
Железные кресты 1870г. были пожалованы в навершия знамен, участвовавших в сражениях и имели, как принято считать, размеры и форму Большого креста 1870г. По данным, приведённым в книге E. Fiebig, Unsterbliche Treue – Das Heldenlied der Fahnen und Standarten des deutschen Heeres, S. 292, Berlin 1936. Железными крестами 1870г. в навершия были награждены 385 знамён и штандартов, из них 42 - повторно и получили ленты цвета орденской ленты Железного креста с крестами внизу на концах ленты и серебряной пряжкой с королевским орлом на банту.
Опять, изучая различные источники, можно видеть разночтения даже в размерах. В книге доктора Гессенталя / Шрайбера размер Большого креста 1870г. указывается в 68мм. В книге Ниммергута, на основе обмеров трёх сохранившихся оригинальных крестов - в 60мм. и 21-ой насечкой на 1см. на рельефе рамок, а некоторые известные Большие кресты признаются неаутентичными экземплярами... Из-за неполного массива информации по изготовлению Больших крестов, за истинный размер можно принимать 60мм, отталкиваясь, так сказать, от фактического материала...
Попробуем подсчитать, сколько знаков Железного креста 1813-1870гг. могло потребоваться для декораций знамён и штандартов.
Кроме двусторонних или оригинальных (условно, имеется в виду дизайн) крестов в навершия, требовались и односторонние отливки с соответствующей датой и дизайном для крепления на наконечниках чехлов награждённых знамён и штандартов. На ленты повторного награждения также шли односторонние детали аверса и реверса креста 1870г, склёпанные на ленте за рамки.
1. Потребность в крестах 1813-1870гг. для одного знамени или штандарта, повторно награждённого Железным крестом 1870г:
- Знак ЕК1813 оригинал (двусторонний) в навершие - 1шт.
- Сторона ЕК с датой 1813 (одна на наконечник и две на ленту) - 3шт.
- Сторона ЕК с датой 1870 (одна на наконечник и две на ленту) - 3шт.
Итого: потребность для 42 знамён и штандартов, награждённых ЕК 1813-1870гг. (при условии награждения ЕК1870 всех батальонов, награжденных ЕК1813)
- Знак ЕК1813 оригинал (двусторонний) в навершия - 42шт.
- Сторона ЕК с датой 1813 на наконечники и ленты - 126шт.
- Сторона ЕК с датой 1870 на наконечники и ленты - 126шт.
2. Потребность в крестах 1870гг для одного знамени или штандарта, награждённого Железным крестом 1870г:
- ЕК1870 оригинал в навершие- 1шт.
- Сторона ЕК с датой 1870 на наконечник - 1шт.
Итого: потребность в крестах 1870г. для 385 знамен и штандартов за исключением 42-х, награждённых повторно и уже учтённых выше, составляет 343 комплекта (при условии награждения ЕК1870 всех батальонов, награжденных ЕК1813):
- ЕК1870 оригинал в навершие - 343шт.
- Сторона ЕК с датой 1870 на наконечник - 343шт.
3. Итого: общее количество крестов и их частей, возможно произведенных в разное время:
- Знак ЕК1813 оригинал (двусторонний) в навершие - 42шт.
- Сторона ЕК с датой 1813 на наконечники и ленты - 126шт.
- ЕК1870 оригинал в навершие - 343шт.
- Сторона ЕК с датой 1870 на наконечники и ленты - 469шт.
Я не думаю, что с такими количествами требующихся крестов и их частей не справились бы один-два производителя. Те же два прусских Королевских чугунолитейных завода в верхнесилезском Гляйвитце (сейчас польский Гливице) и Берлине (открыт в 1804-м, закрыт в 1874-м гг). Завод в Гляйвитце уже имел опыт подобного производства, изготовив около 300 сердцевин Железного креста 1813г. Поэтому "многовариантность" железных сердцевин для крестов формата Большого креста маловероятна.
Более сорока крестов 1813-1870гг. в навершиях, на наконечниках чехлов и лентах повторного награждения помогут сделать выводы и дать ответы на множество интересных вопросов о "Больших крестах" Железного креста на Прусских знамёнах.
------------------
:-))